voxfree.narod.ru Поступить на журфак |
Три источника и три составные части новостиГазета «Нью-Йорк Таймс» провозглашает в своем редакционном девизе, что она «печатает все новости, пригодные для публикации». Этот принцип в той или иной мере характерен для редакционной политики всех качественных СМИ. Элементы новости. Информационный поводПрежде чем браться за написание материала о событии или явлении, журналист должен задать себе три вопроса:
То есть, прежде чем стать «новостью до всех», событие должно само по себе (до репортерской обработки) обладать рядом качеств. Вот «классические» элементы новости. Иными словами, вот черты событий, которые (черты) могут «сделать новость». 1. Ощутимая новизна происшествия или высказанного мнения. Нечто ранее неизвестное или новое об уже известном. («Первое известие о чем-либо», – определял слово «новость» Владимир Даль.) Следует учитывать, что новости – товар скоропортящийся. «Протухшая новость», как говорят в редакциях – это уже не новость. В газетах жизненный цикл новости один день, на ТВ и радио – несколько часов, в Интернете – десяток-другой минут. 2. Значимость. Важность события для многих, масштабность, интерес для аудитории или ощутимой части аудитории конкретного СМИ. Важно не делать «слона из мухи». Вместе с тем, иногда начинающему журналисту привычные дела вокруг него кажутся малозначащими, но редактор может увидеть в них нечто такое, что «делает историю» – в широком толковании этого понятия.
3. Если происшествие потенциально интересно для аудитории, то говорят, что есть информационный повод сообщить о нем (newsworthy story – «факт, содержащий новость»). Информационный повод возникает, когда событие или явление обладает качествами:
Различают информационные поводы трех категорий: 1. Объективные. Любые события, удовлетворяющие вышеизложенным критериям, притом те события, что происходят сами по себе: от катастроф и стихийных бедствий до выросшей в огороде рекордных размеров тыквы. Оттенок сенсационности придает новости внезапность происшествия. Внезапная новость – это «новость вдвойне». 2. Организованные. Газета устраивает «круглый стол» по важной для территории проблеме, и затем печатает репортаж, стенограмму, комментарии, результаты опросов общественного мнения. Журналист инициирует встречу или совершает звонок. Эти его шаги становятся информационным поводом к написанию материала.
3. Календарные. Эти информационные поводы связаны с годовщинами событий, национальными праздниками или с тем, что непременно должно произойти – скажем, выборы мэра, конференция в музее или спортивные соревнования. Материалы готовятся заранее, и есть возможность дать волю фантазии, сделать что-то необычное, раскопать малоизвестные подробности, подготовить сопутствующие материалы, фотографии.
Американский теоретик масс-медиа В. Монтегю в свое время составил перечень сюжетов, чаще всего фигурирующих в СМИ. Вот его классификация:
Заметим, что список Монтегю отражает интересы американцев в середине XX века. В нем спорт стоит на третьем месте и много внимания уделено науке и исследованиям. Сегодня у массовой аудитории, пожалуй, нет былого интереса к вооружениям и демонстрациям. Зато появилась потребность знать больше о мобильной связи, Интернете, компьютерных играх, информационных технологиях. Кстати, последние дают журналисту хорошие инструменты для замеров интереса читателей к той или иной теме. Возьмем блоги – личные дневники, которые люди ведут на специальных сайтах. Один из самых крупных (8,6 миллионов пользователей) и популярных блог-сайтов www.livejournal.com дает рейтинг интересов своих авторов. Приведем первые 20 позиций (а всего тематических интересов здесь зафиксировано почти 300):
Конечно, надо учесть, что пользователи сайта - в основном, молодые люди, и каждый указал при регистрации не по одному интересу.
Конечно, качественная пресса не идет на поводу у масс, но интересы аудитории изучает и учитывает их. Газета, заботящаяся о своем реноме, стремится, чтобы хотя бы 10% ее материалов провоцировали на пересказ их друзьям и знакомым. Начинающим репортерам полезно знать, что редактор местной газеты, формируя номер газеты, придерживается ряда принципов:
Что это значит для начинающего автора? А то, что его заметку из отдаленного села, где штатный журналист из райцентра последний раз был в 1985 году, встретят в редакции как весьма желанную и, если в ней хоть что-то есть, скорее всего, напечатают. Так что, дерзайте! Три источника информации1. Документы и записи. Журналист при подготовке материала может использовать: официальные бюллетени, доклады, пресс-релизы, сайты, записки, письма, записи на жестких дисках компьютеров, CD, «флэшки», дискеты, SMS, MMS, фотографии, видеокассеты, классные журналы, дневники, тетради, автобусные билеты и т. д. Мы живем в мире записанных слов и изображений. При подготовке материала надо исходить из того, что нужные записи обязательно где-то есть. Нужно лишь найти их. 2. Интервью. Пусть о событии расскажут очевидцы. Пусть выскажется каждая сторона конфликта. Пусть о сложных вещах расскажет эксперт. Задача журналиста – без искажений зафиксировать сказанное и донести до аудитории. 3. Личные наблюдения. Идите к месту события. Фиксируйте в блокноте (и на фото, если владеете камерой), что увидели и узнали. Подмечайте детали. Старайтесь быть первым. В чем принципиальное отличие журналистики от литературы? Писатель сочиняет. Журналист фиксирует, что есть. Чем точнее и бесстрастнее, тем лучше. Журналист оперирует фактами, а не предположениями. Об источниках информации здесь больше не будем, потому что интервью, репортаж (всегда основанный на личных наблюдениях), а также эффект бесстрастности в подаче информации – это ближайшие темы нашей рассылки.
|
|
© Игорь Борисов 2003-2013
|