voxfree.narod.ru

Поступить на журфак


Главная | Креатив | Слоганы | Журфак | Афоризмы | Диско | Карта | Портфолио

 

 

Фото в прессе

«Ничто не умеет врать так легко, как камера».
Донна-Ли Филипс, фотокритик

Газетные, журнальные, сетевые иллюстрации разделяются на две группы:

  • фотоиллюстрации, оригиналы которых получают с помощью фотоаппарата;
  • нефотографические иллюстрации: рисунки, карикатуры, шаржи, диаграммы, графики, карты, схемы, чертежи.
Здесь мы сосредоточимся на фотоиллюстрациях.

Прессе нужны фото. Фотографии – важное средство информирования, которое воздействует подчас сильнее текста. Снимки играют роль заголовков, привлекающих внимание читателей. Фотоиллюстрации – важный элемент дизайна издания. Без фотографий газета, журнал, сайт выглядят скучными и проигрывают в конкурентной борьбе иллюстрированным изданиям.

Из этого следует вдохновляющий вывод: текст, снабженный фотографией, желаннее любому изданию, нежели просто текст. С другой стороны, фотография – возможность проявить себя в журналистике людям, которые не умеют писать, или считают, что не умеют писать, или не хотят писать. Правда, подпись под фотографией тем не менее обязательно должна быть.


Жанры фотожурналистики

В современной прессе чаще всего востребованы следующие жанры фотожурналистики:

Фоторепортаж, новостная фотография – съемка конкретного события в данном месте. Такой снимок показывает то, что было в действительности, поэтому ему противопоказана любая инсценировка. Подготовка к съемке, собственно съемка и подготовка кадров к публикации в среднем занимают день-два.
Сайтам нужны изображения, которые нужно получить как можно быстрее. При съемке для сайтов счет идет на часы и даже на минуты.

Фотопортрет. Нужен не только для показа внешности героев текста, но и для ознакомления с авторами ключевых публикаций. Интервью всегда сопровождается фотопортретом интервьюируемого.
Хорошие портреты часто получаются в процессе репортажной съемки. Если есть время, фотограф может организовать портретную съемку в интерьере, с установкой света, мизансценированием, хотя главное всегда – лучше узнать человека, передать особенности его характера, темперамент.
Фотопортрет может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае приходится увеличивать его размеры на газетной полосе, чтобы читатель смог различить людей, показанных на снимке.

Фотопейзаж. Характерен для путевых очерков, публикаций на темы экологии.

Фотонатюрморт, интерьерная съемка. Изображения новых электронных устройств, модных интерьеров, мебели, автомобилей и проч.

Фоторепродукция – копия документа, фрагмент газетной или журнальной публикации. Впрочем, сегодня документы чаще копируют посредством сканера.

Фотореклама. Снимки, сделанные по лекалам рекламы, все чаще украшают информационные рубрики, посвященные стилю, культуре.

Коллаж – дает художественный образ, символ или является средством сатиры.

Фотоочерк. Серия фотографий – минимум 3 снимка, – рассказывающая историю. Фотограф должен уметь рассказать эту историю достаточно увлекательно и ярко, не забывая при этом о деталях, иначе получится довольно общий и скучный ряд разрозненных картинок. Срок работы над фотоочерком – от недели до нескольких недель.
Создание фотоочерка, как правило, сопряжено с командировкой и требует высокого профессионализма.

Документальная фотография. По сути, это тот же фотоочерк, но уже не заключенный в жесткие временные и редакторские рамки. Работа над некоторыми документальными проектами, такими как исследования немецкого общества Августа Зандера (August Sander), «Индейцы Северной Америки» Эдварда Куртиса (Edward Curtis) длились десятилетиями.
Документальная фотография – это больше вид искусства, нежели жанр фотожурналистики. Среда бытования фотодокументалистики – выставки и альбомы.


Цифровое фото

В начале 90-х годов произошло великое событие, изменившее мир фотожурналистики, – появление и развитие цифровых технологий в производстве и дистрибьюции изображений.

Массовое производство недорогих цифровых камер резко расширило круг событий, которые могли быть запечатлены и растиражированы. Некоторые немецкие газеты еще в середине 90-х годов предложили своим читателям присылать им любительские фото дорожных происшествий, природных феноменов, концертов и публикуют их, делая соавторами газеты любого гражданина, кто в нужное время оказался в нужном месте.

Публиковать ли кадры, сделанные камерами в телефонах? Почему нет, если сюжет нов, важен и интересен? Когда сюжет тяготеет к сенсационности, можно поступиться качеством изображения. Впрочем, камеры в телефонах быстро прогрессируют, скоро снимки «из телефона» будет не отличить от «нормальных».

Сделать хороший снимок камерой мобильника:

  1. Прижмите оба локтя к груди
  2. Обхватите свободной кистью запястье руки, которая держит телефон
  3. Фотографируйте
При съемке телефоном вы собственное тело превращаете в штатив.

Замечено, что распространение цифровых фототехнологий вызвало нужду в фотожурналистах, способных поставлять для публикации в Интернете полноценные снимки, сопровождаемые небольшим текстом и подробными подписями. Те есть не текст, а фото становится ведущим элементом публикации.

Итальянский фотожурналист Грация Нери (Grazia Neri) негативным фактором, повлиявшим на развитие рынка фотожурналистики, считает появление так называемых image catalogues – каталогов изображений (российский пример: www.photobank.ru), которые в систематизированном виде предоставляют журналам и всем желающим возможность быстро и без труда найти интересующую их картинку на определенную тему. По ее мнению, они промотировали стереотипное и шаблонное видение мира: «От глобальной катастрофы до картины одиночества, от панорамного вида до портрета ребенка – каждое изображение из этих каталогов как будто сошло с невидимого конвейера, оно говорит с нами на невнятном и скучном языке, а формой и содержанием оно отражает некие стереотипы, существующие где-то на грани между мыльной оперой и рекламой».


Фотоштампы

Вот наиболее частые:

  • «рукопожатие и улыбка»;
  • «с покупкой!» – двое держатся кончиками пальцев за какую-то бумагу;
  • «созерцатели» – трое сидят вокруг документа на столе, двое уставились в документ, третий – в камеру;
  • «награждение».

Некоторые фотографы преклоняются перед качественной печатью как перед неким фетишем. Другие поддаются соблазну показать «эстетическую привлекательность» бедности. Третьи удовлетворяются разбирающим до слез сочувствием к жертвам, успокаивая себя и прощая виноватых. Это уязвимые позиции.


Планирование фотосъемки

Подготовка к съемке в принципе мало отличается от подготовки к созданию текста.

1. Фотокорреспондент должен знать, сколько и каких снимков он должен подготовить. Для каждого номера газеты или журнала нужны минимум одна иллюстрация на каждую полосу.
Желательно, чтобы редактор (бильдредактор) на бумаге в 20-25 словах изложил задание фотографу. Получив эту путеводную нить, фотограф может демонстрировать свою изобретательность. Полезно узнать от редактора, в каких жанрах готовить снимки.

Фотожурналист Александр Сорин: «Фотографировать «вообще» можно, но бессмысленно, поэтому, получив задание «Жизнь города N», попробуйте найти в городе N историю или истории, которые будут представлять интерес для читателя, и каким-то боком характеризовать этот самый N».

2. После получения задания начинается предварительная подготовка. Цель фотографа – свести потери времени при съемке к минимуму и примерно представлять, что именно предстоит фотографировать. Важно добыть всю необходимую доступную информацию. Делать это можно всеми допустимыми способами: «тряской» пишущего коллеги, в паре с которым, как правило, работает фоторепортер, поиском публикаций в прессе и в Интернете, поиском специалистов и т.д. Важно договориться с ключевыми будущими персонажами до отбытия на место.

Намечаются:

  • возможные персонажи;
  • пункты, где предстоит работать;
  • события, которые можно заснять.
Если важные для сюжета события уже прошли, предстоит искать их последствия.

3. На месте нередко персонажи, казавшиеся второстепенными, оказываются главными, меняется расстановка акцентов. Уточняется, что можно снять в реальном времени, какую съемку можно организовать, от чего придется отказаться. Корректировка – процесс, происходящий постоянно, не следует его бояться. Постоянное изменение, развитие – основа всякого творчества, фотографии в том числе.

Фотожурналист Александр Сорин: «Не стоит думать, что в случае репортажа голова уступает место указательному пальцу. Палить в белый свет как в копеечку, снимать на авось – перевод пленки. Первая стадия профессионализма – когда зрителю понятно, что происходит, вторая – когда зритель не остается равнодушным. Если развитие событий позволяет на секунду задуматься, какая деталь упущена, какой ракурс лучше, задумайтесь. Постепенно вы научитесь снимать и думать одновременно».

Ручка и блокнот, куда записывают имена, даты, контактные телефоны – такая же необходимая часть экипировки фоторепортера, как и камера. Имейте с собой карандаш – на морозе ручка застывала в 2/3 случаев.

4. И еще. Идя на съемку, наденьте все черное. "Черный цвет не отвлекает при постановке кадра" - французский фотограф Али Махдави в журнале GQ # 10 за 2006 год, стр. 258. :-)


Секреты хорошей фотографии

На заметку начинающему фоторепортеру:

  1. Меняйте ракурс съемки.
  2. На снимке должно присутствовать действие; люди не должны позировать.
  3. Используйте бутафорию, чтобы персонажи не смотрели в объектив – сделайте что-нибудь на переднем плане центром их внимания.
  4. Композиция должна быть плотной, без пустых мест.
  5. На фото должен быть один композиционный центр, иначе внимание зрителя рассеивается.
  6. Для выстраивания композиции пользуйтесь правилом третей:
    • Мысленно разделите композицию на три части по горизонтали и на три части по вертикали (получится девять одинаковых прямоугольников)
    • Помещайте главный объект вашей фотографии в точки пересечения воображаемых линий (таких точек четыре). Асимметрия улучшит восприятие снимка.
  7. Число людей на снимке следует ограничивать, если мы не хотим создать эффект толпы – 3-4 лучше, чем 10-12.
  8. Почти на любом снимке должны быть люди, иначе получается кадр, который в редакциях называют «лунный пейзаж».
  9. Передавать настроение, эмоции.
  10. Иногда следует поворачивать камеру – снимать не только действие, но и реакцию на него, например, болельщиков.
  11. Качество снимков имеет значение.
  12. Снимок должен нести сообщение, а не просто иллюстрировать текст; нужны «говорящие» кадры.
  13. Всегда привлекают внимание читателей: дети, животные, звезды и выдающиеся личности, необычные снимки, юмор, жанровые снимки, цвет.

Аксиома: любая иллюстрация должны быть идентифицирована. При этом шрифт подписи должен быть крупнее шрифта текста.

Из подписи должно быть понятно:

  • зачем опубликован этот снимок;
  • кто эти люди на снимке;
  • есть ли на снимке что-то интересное и важное, чего читатель мог не метить.

Подписи делаются в настоящем времени.

Заповеди фоторепортера от Александра Родченко, классика художественного фотоавангарда и превосходного фотокора:

Ни шагу без аппарата.
Изучи аппарат, объективы и экспозицию.
Снимай жизнь как она есть, никаких инсценировок.
Давай точные подписи.
Снимай быстро, по возможности незаметно.
Побольше оригинальности, остроты и неожиданности.
Умей подловить острые моменты с некоторой долей юмора и лирики.

Приведем также критерии качества фотографий для прессы фотожурналиста Александра Сорина.

Хорошая фотография всегда образ. В журналистике фотография еще и документ. Творческое начало не должно идти в ущерб достоверности.

Журналист, в отличие от художника делает не то, что он хочет, его задача – понять, разобраться и рассказать другим. Не стоит увлекаться демонстрацией технических возможностей. Как правило, такая демонстрация – свидетельство бессилия, неумения и нежелания вникнуть в проблему или характер, тем более что самые эффектные приемы одновременно самые плоские и примитивные.

Конечно, не каждая фотография вашей истории сможет играть роль заголовка к статье, но такая должна быть, хотя бы одна. Требования к изображению-заголовку примерно те же, что и к заголовку-тексту. Глядя на него, читатель должен понимать, о чем пойдет речь в статье. Начинать статью о проституции необыкновенной красоты пейзажем довольно странно, даже если в изображенном перелеске пасутся проститутки.

Начальная фотография должна быть настолько необычна, привлекательна, небанальна, чтобы процесс перелистывания немедленно прекращался на вашей полосе. Это – начало истории, это – ударный кадр. Дальше пусть читатель разбирается и вникает в подробности, тут он должен остановиться как вкопанный.

Я говорю о необычности пластической, изобразительной. Не важно, о чем идет речь в публикации: о приемных семьях или о войне. Восприятие «ударности» как жестокости, натуралистичности изображения скорее отпугивает читателя, играет роль антирекламы, не говоря уж о том, что сомнительно по этическим соображениям.

Работа со светом возможна не только в студии. Обыкновенная вспышка в сочетании с естественным светом, светом из окна дает широкий простор для творчества. Пользуйтесь в зависимости от ситуации как прямым, так и отраженным светом. Если есть возможность работать с выносной вспышкой – замечательно. Главное правило – деликатность, свет от вспышки должен либо совсем не читаться на фотографии, либо чуть угадываться.

Любой процесс – отношения людей, людей и предметов, людей и явлений. Каковы взаимоотношения, как относятся друг к другу участники событий – вот настоящая задача для фотографа. Он должен оказаться в гуще событий, понимать, что происходит, ловить состояние и индивидуальные переживания каждого участника событий

Старайтесь избегать статичности изображения, особенно если в кадре что-то происходит. Кроме композиционных приемов: кадрировки, точки съемки, существует множество других способов подчеркнуть движение: выбор фазы движения, работа с резкостью и глубиной резкости, со светом.

От фотографа требуется оперативность, умение быстро ориентироваться в ситуации. Если вы зевнули или выбрали неправильную точку съемки, поправить уже нельзя, мгновение упущено.


Выбор снимков для публикации

Съемка окончена, в редакционный компьютер закачаны мегабайты снимков. Скорее всего, выбирать фотографии для статьи будете не вы, а редактор или дизайнер. Вам остается надеяться, что он хотя бы выслушает вашу точку зрения.

Статья – синтетическое явление, она состоит из текста и изображений, которые в идеальном варианте друг без друга не живут. Фотоистория, как и текст, должна быть законченной.

Особое внимание следует обращать на первую и последнюю – опорные – карточки. Выше говорилось об открытии статьи, теперь два слова о завершении: финальная фотография – последний знак препинания в тексте. Он может быть точкой, вопросительным или восклицательным знаком, многоточием. В ваших силах закончить грустную историю мажорной нотой, либо показать, что все – коту под хвост.

Каждая картинка обладает своим оптимальным форматом. Какая-то может быть только крупной, обычно ее надо подробно разглядывать, в ней присутствуют мелкие, но важные для зрителя детали. Другая лучше смотрится в небольшом размере – как правило, это яркое цветное изображение, занимающее большую часть кадра, оно требует вокруг себя много «воздуха».

Повторимся, выбор изображения для публикации, скорее всего, сделают редактор, дизайнер. Они же и понесут ответственность за все удачи и неудачи ваших фотопубликаций. «Убивать их бессмысленно, за ними придут другие, и все начнется сначала».





© Игорь Борисов 2003-2013
Rambler's Top100
Используются технологии uCoz