voxfree.narod.ru Поступить на журфак |
Дизайн и верстка: все начинается с макетаДизайн и верстка печатного издания – это и есть сначала дизайн, одноразовое священнодействие по созданию макета (шаблона оформления), затем – повседневная верстка, т. е. укладывание новых материалов в готовый макет. Сотворение макетаШаблон реферата или диплома вы можете сделать и в Word (или воспользоваться готовым шаблоном). Но даже простенький альманах в две колонки, не говоря уже о газете или журнале, лучше макетировать в Pagemaker, Adobe InDesign, QuarkXPress или иной программе верстки. Автор рассылки год назад совершенно не владел версткой, хотя до этого много лет провел в редакциях. Производственная необходимость вынудила верстать, и основы QuarkXPress при помощи самоучителя покорились мне за две недели. Оказалось, ничего сложного, зато огромная свобода в оформлении! Бросьте на полосу сетку. Во всех программах верстки имеется возможность наложить на полосу модульную сетку – череду горизонтальных и вертикальных направляющих линий. Они не видны будут на бумаге, но позволят верстальщику ставить материалы «по модулю», т. е. аккуратно, осмысленно и одинаково из номера в номер. Модули – это своего рода строительные блоки внутренней архитектуры газеты. При макетировании газеты или журнала модульная сетка задает количество, ширину и местоположение текстовых колонок. Число колонок разнится:
Все связанные между собой элементы на странице должны отделяться одинаковым пространством. Это пространство равняется расстоянию между колонками основного текста. Вы сами должны определить, какое расстояние будет между элементами в вашей газете. Таким пространством следует отделять:
Расстояние, отделяющее все несвязанные между собой элементы, должно быть в два раза больше. Это еще один ориентир, который вы даете своим читателям. Вы четко и ясно показываете, какие элементы связаны между собой, какие фотографии сопровождают статью, и какие заголовки к ней относятся. Если используете цвет, то определенные цветовые заливки должны стать неотъемлемой и неизменяемой частью дизайна вашей газеты, так же, как набор шрифтов. Макеты первой полосы и внутренних полос издания всегда отличаются друг от друга. По определению газетного дизайна, данному Марио Гарсиа, известным специалистом в этой области, «Высокое качество газетного оформления – это аккуратное и целенаправленное соединение текста с визуальными элементами: шрифтом, фотографией, цветными иллюстрациями, информационной графикой и пробелами». Словом, макетирование – это создание на полосе равновесия, гармонии, ритма с использованием элементов, о которых мы говорили в прошлом выпуске рассылки. Хороший дизайн скорее функционален, нежели декоративен; он ни в коем случае не требует приносить журналистику и содержание в жертву внешнему виду. На пользу макету современной газеты пойдет сокращение количества используемых шрифтов, стилей, цветов и увеличение размера заголовков и иллюстраций. Сдержанное использование шрифтов, цветов и т. д. дает возможность сделать более важные элементы полосы – фотографии, иллюстрации, графическое оформление – более заметными. Именно эти элементы и делают газету визуально привлекательной, и если сосредоточиться на них, необходимость в украшательстве тут же исчезнет. Имеет смысл иногда слегка удивлять читателя, немного изменяя дизайн газеты, но этот процесс нужно строго контролировать. Необходимо соблюдать баланс между новизной и постоянством, ведь газета должна обладать своими индивидуальными особенностями. Не нужно пытаться поразить читателя новым дизайном на каждой полосе. Продуманный дизайн позволит вам сосредоточить внимание на других аспектах создания газеты. Установите виды шрифта для текста и заголовков, определите стандарты стиля и дизайна газеты, начните неукоснительно их использовать и – забудьте о них! Теперь можно заняться шлифовкой собственно текстов. Верстка: вам порезать или куском?Несмотря на то, что дизайнерский макет задает общие принципы размещения материалов на полосе, верстка также подчиняется ряду правил. «Расфасовка». Редакторы и верстальщики стараются сделать страницу как можно более удобоваримой с помощью врезок, «выжимок», инфографики, справок и т. п. Практически из любого пространного текста можно сделать привлекательный тематический пакет информации, который легко обнаруживается в издании и быстро читается. «Расфасованная» и структурированная информация вместо устрашающего «кирпича» – верный признак качественной, креативной верстки новостных материалов и авторских статей. Сообщите странице дополнительную энергию! Ни один из элементов оформления не должен появляться на полосе без видимых причин. Лишние фотографии, ненужные слова, линейки для разделения колонок, даже свободное пространство – все это нужно критично оценивать. Если какой-либо элемент не несет в себе никакой информации, не раскрывает содержание статей, от него следует избавиться. Верстка «по модулю». Все элементы оформления должны размещаться в соответствии с модульной сеткой. Фото также ставят «в сетку». При изменении размеров фотографии по ширине и высоте придерживаются шага, равного ширине и высоте модуля. Все материалы должны быть аккуратно уложены в блоки прямоугольной формы. Полезно разнообразить форму и размер материалов и иллюстраций. Формат и место должны соответствовать приоритету материала. Недопустима верстка текста буквой L или зеркально отраженной буквой L – на жаргоне редакций это называется «сапог». Спрашивайте себя: «Как будет идти глаз читателя?» Взгляд должен найти начало текста и не искать его в дальнейшем. То есть, разбивая текст фотографией, инфографикой или врезкой, необходимо размещать их так, чтобы глаз легко и естественно находил продолжение. Строчки текста различных колонок на странице должны быть расположены на одном и том же горизонтальном уровне. Внизу линии всех колонок должны совпадать. Если это происходит (и вы не меняли заложенный в макете интерлиньяж), все строчки находятся на нужном уровне. Следите за балансом между размерами заголовка и текста. Поскольку тексты все время разные по величине, то и размеры заголовка должны меняться. Заголовок не должен казаться ни слишком большим, ни слишком маленьким. Используйте буквицы для визуального облегчения слишком больших текстов, если появления последних нельзя избежать. На каждой полосе желательно ведущее фото. Лица на фотографиях должны быть по крайней мере с монету 50 коп. Если лица слишком мелкие – увеличьте фото. Позаботьтесь о равновесии иллюстративного материала на полосе. Читателю должно быть ясно, к какому материалу относится снимок. Вместе с тем, к отсутствию фотографий и иллюстраций следует относиться спокойно. По статистике, 70% материалов американских газет публикуются без иллюстраций, 25% – с одной иллюстрацией, 5% – с двумя иллюстрациями. Однозначно неудачной тенденцией, проявляющейся в основном в небольших и средних газетах, является использование вывороток и неуместно ярких, вычурных рекламных элементов наверху первой полосы, в районе заголовка газеты. Не применяйте «симметричную» верстку, т. е. колонку текста вдоль левого края полосы, а затем точно такую же – вдоль правого края. Такие зеркальные, или «симметричные» колонки способны перекрыть воздух всему центру страницы. Идеально сбалансированные полосы – не самые привлекательные и интересные. Разнообразьте их. Смешайте вертикальные и горизонтальные элементы. Например, если слева у вас колонка текста, в правой части разместите несколько коротких сообщений или анонсов, добавив к ним иллюстрации. Разнообразие рождает интерес и удовольствие. Правая полоса разворота более выигрышна, чем левая. (Не случайно именно на нее рекламодатели просят ставить рекламу.) Исследования показали, что читатели чаще начинают просматривать разворот с правой полосы, а затем переходят на левую сторону. Забудьте теории насчет «сильных» и «слабых» мест на полосе. Читатель будет смотреть туда, куда вы захотите. Просматривайте другие издания. Тот факт, что ваша газета не является крупным федеральным изданием, еще не значит, что вам не следует просматривать образцовую прессу. Прикрепите на стену полосы, дизайн которых вам нравится больше всего, и ежедневно смотрите на них. Книга стиляУважающая себя редакция имеет так называемую Книгу стиля или Систему оформительских стандартов. Называться документ может по-разному, суть его одна: под одной обложкой (в одном файле) собраны оформительские стандарты, заложенные в макете, и стандарты, возникшие в ходе каждодневной работы над изданием, поскольку сразу все нюансы при разработке макета учесть невозможно. Затраты времени на внесение в Книгу стандартов и правил, т. е. на поддержание книги в актуальном состоянии, с лихвой окупятся, когда надо срочно (в газете не бывает не срочно) получить справку, как правильно применить тот или иной элемент оформления. Книга стиля совершенно незаменима, когда разработчик макета или верстальщик увольняются, и на их место приходят новые люди. Кстати, уважающая себя редакция имеет также Стилистический справочник для журналистов и редакторов, где указаны внутренние стандарты издания для текстов. Писать «президент» с большой буквы или с маленькой? В каких случаях допустимы аббревиатуры? Писать ли прилагательные от составных географических названий слитно или через дефис («сергиевопосадский»)? И т. д. и т. п. – все зафиксировано в Стилистическом справочнике. Две тенденции в газетном дизайнеПервую условно можно назвать «минимализм». Именно ее мы имели в виду, когда говорили о желательности крупных фотографий и белых пространств. Частично такой стиль инспирирован Интернетом. «В газете будущего меньше ненужных элементов, отвлекающих читателя, – говорит Марио Гарсиа, гуру газетного дизайна. – В некотором смысле мы возвращаемся к своим корням. Мы отказались от формул «избыточности» в пользу более доступной философии «меньше – это лучше». Другая тенденция – подчеркнутый консерватизм в оформлении. Газеты вспомнили, что они отличаются от других продуктов производства; у них есть история и глубокие традиции. В частности используются «старинные» шрифты, колонные черты и разделительные линии. Дизайнеры стремятся придать газете «винтажный» вид. Известный дизайнер Терри Уотсон: «Газеты перестанут гнаться за сетевыми тенденциями, смирившись со своей ролью вспомогательного к Интернету медиа. Они почувствуют потребность презентовать себя как информационный канал, отличный от Интернета, поскольку не смогут конкурировать с ним в оперативности». Молитесь Богу Дизайна Небольших Газет«Для того чтобы дизайн в небольших газетах был хорошим, необходимо вмешательство чудесных сил. Необязательно быть религиозным или набожным, чтобы получить помощь свыше. Достаточно поставить маленькую статую Будды рядом с компьютером или носить счастливые носки. Знайте, что вы не одиноки. Даже если вы единственный дизайнер в радиусе 50 км, Бог Дизайна Небольших Газет всегда с вами». (Источник: NewsДизайн.ru)
|
|
© Игорь Борисов 2003-2013
|