voxfree.narod.ru

Поступить на журфак


Главная | Креатив | Слоганы | Журфак | Афоризмы | Диско | Карта | Портфолио

 

 

Радио – лучше всего!

В заголовок вынесено название старой эстрадной песенки, которая не была популярной. Однако название бодрое. Кроме того, радио действительно обладает, по крайней мере, тремя уникальными свойствами.


Природа радио

Первое. Радио апеллирует к воображению людей, и этим оно сродни литературе. Но в отличие от последней в арсенале радио музыка, шумы, голоса лучших актеров – сильнодействующие средства, которые еще больше стимулируют воображение. Радио зачастую хочет держать человека на грани галлюцинаций, которые иногда могут впечатлять сильнее реалий.

Михаил Ульянов: «Из всех актерских занятий я больше всего люблю работу на радио... Радийное искусство богаче по возможностям и краскам, чем кино, телевидение и театр».

Телевидение наглядно, зрелищно, красочно, но равнодушно к нашему воображению: оно за нас уже все сделало, сочило, нарисовало, загримировало, сняло. На телевидении, в кино и театре человек смотрит, на радио – представляет.

Второе. Радио – едва ли не самое оперативное средство массовой информации. Чтобы приготовить выпуск новостей на радио, нужно намного меньше времени, нежели на ТВ, и примерно столько же, сколько в Интернете.

Прямые эфиры постепенно уходят с телеэкранов, но остаются широко распространенным форматом на радио.

Третье. Радио мобильно. Это единственное СМИ, которое полноценно доносит информацию, когда мы в пути, заняты домашними делами или трудимся в офисе.

Увеличение числа автомобилистов и владельцев сотовых телефонов со встроенным радиоприемником объективно увеличивает аудиторию радио.


Радио как СМИ

«Я прожил долгую жизнь и понял,
что радио – это сумасшедший дом,
а телевидение – пожар в сумасшедшем доме».
Опытный радиец

Подготовка пишущих журналистов – базовая для всех СМИ. Есть много примеров, когда пишущий журналист переход на радио, ТВ, в Сеть. Обратные перемещения редки. Принципы и стандарты печатной прессы, изложенные в предыдущих выпусках рассылки, во многом справедливы и для радио, ТВ, Веба.

Вместе с тем, радийные тексты имеют свою специфику. Критерии новостей для эфира:

  1. Своевременность. Радио признает только одно время – «сегодня». Цикл выпуска радионовостей – час или менее. Радио – это новости последней минуты. Радио делает акцент на сиюминутности – применять только настоящее время!
  2. Радио – это информация, а не объяснения. Максимальная продолжительность радиорепортажа – 2 минуты, обычно 20-30 секунд. Этого времени недостаточно, чтобы разъяснить сложную проблему, но довольно, чтобы дать 2-3 факта по существу. (Сложные проблемы, аналитики – прерогатива газет, журналов, отчасти Интернета.)
  3. Более желательны репортажи, которые можно иллюстрировать шумами с места события, высказываниями очевидцев. Играют роль ритмичность подачи информационных блоков, звуковые отбивки-джинглы, музыка.

Радио не терпит пауз (если это не художественное вещание). Паузы на радио воспринимаются как брак, поломка аппаратуры.

На радио классические шесть вопросов газетной журналистики – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? – дополнятся правилами журналистики эфирной: ясность, краткость и колорит:

  1. Ясность – поскольку нельзя перечитать.
  2. Краткость – поскольку эфирное время дорого.
  3. Колорит – это атмосфера сообщения, которая создается шумами, интонацией диктора, музыкальным оформлением.

Структура радийного текста имеет свою специфику:

  1. Радиожурналистика не использует «Перевернутую пирамиду», но использует «Драматическое единство». Три части «Драматического единства»: кульминация, причина, результат.
  2. Кульминация – тот же лид – краткое введение в курс событий, «гвоздь» события, сенсация. В следующей части излагаются обстоятельства дела, приведшие к тому, о чем сказано в кульминации. В заключающей – контекст и возможные последствия.
  3. Тележурналист должен подавать свои тексты в виде замкнутых окружностей – отрезать, как это практикуется в газетах, уже ничего нельзя. Но он должен уложиться во время!
  4. Главное, как и в прессе, – кульминацией привлечь внимание к сообщению.

Часто спрашивают – читать или говорить в студии? На самом деле дилеммы нет. В одних случаях лучше читать (например, отредактированный выпуск новостей), в других случаях – говорить (интервью в студии, ток-шоу). Важно вести себя перед микрофоном честно. Речь идет не о приеме, а об отношении к слушателю.


Работа на радио

Начинающему журналисту начать сотрудничать с местным радио так же просто, как опубликоваться в местной газете. Во всех областных центрах и во многих районных городах России сегодня имеются минимум две радиоредакции.

Первая – это традиционная структура, передающая сигнал по проводам к «радиоточкам» на наших кухнях. Эти редакции с известной периодичностью (2-5 раз в неделю) выходят с часовыми и больше выпусками местных новостей, прерывая проводную трансляцию, скажем, «Радио России».

Другие – местные редакции FM-радиосетей, которые с 90-х годов получили распространение в России. Нередко они ежечасно готовят 5-10-минутные выпуски новостей и местную рекламу. Остальное время транслируют в FM-диапазоне контент сети, чаще всего, музыку и рекламу.

Ни первые, ни вторые, скорее всего, не откажутся от материалов, которыми возьмутся снабжать их молодые журналисты. Особенно велик новостной голод у местных редакций сетевых станций.

Так что читайте рассылку, связывайтесь с местными радиоредакциями и – делайте новости! :-)

На заметку абитуриентам:
Фиксируйте на бумаге чистовики своих текстов, выходящих в эфир. При поступлении на журфак перед творческим конкурсом эти тексты заверит редакция, и вы представите их в приемную комиссию наравне с газетными (или вместо них).


Из истории радио

7 мая 1895 года А. С. Попов на заседании Русского физико-химического общества продемонстрировал первый в мире радиоприемник. Почти одновременно с ним подобное изобретение сделал итальянец Маркони. Но Маркони сумел превратить радио в бизнес.

Первоначально пользовались азбукой Морзе. Так, например, знаменитое сообщение об Октябрьской революции «Всем!.. Всем!.. Всем!», переданное 7 ноября 1917 года из революционного Петрограда, было отправлено азбукой Морзе.

27 февраля 1919 года в 10 часов 2 минуты в эфире впервые прозвучала живая человеческая речь: «Алло, алло. Говорит Нижегородская радиолаборатория. Раз, два, три. Как слышно?»

В СССР в первые годы передачи начинались с «Алло!»

Первые радиотрансляции производили впечатление, близкое к мистическому. Говорят, что никогда не было столько карманных краж, как в те месяцы истории радио, когда оно заговорило, наконец, на площадях во весь голос.

Долго не могли придумать название для новой профессии: «читчик», «лектор», «информатор», «редактор», «оповещатель», «объявитель», «речевик», «голосоведущий», «вещатель». Потом закрепилось «диктор».

В Англии концертные дикторы приходили в студию первых лет вещания не иначе как в смокингах, цилиндрах и белых перчатках, тщательно причесанные и даже пахнущие дорогими духами. Это будто бы помогало им воссоздавать для себя в маленькой студии торжественную атмосферу концертного зала, объявлять номера, как на публике. Дикторы на это даже получали прибавку к зарплате, но это длилось недолго. Финансист сметлив и быстро понял, что слушателям такой шик ни к чему.

Угольный «микрофон-боченок» был наполнен мельчайшим угольным порошком и при неаккуратном дыхании мог напудрить лицо исполнителя до «африканского состояния».

Илья Ильф: «Вот радио есть, а счастья нет».

Голос одного из первых советских дикторов Владимира Герцика первоначально забраковали, сказав, что он слишком «барский». И только на радиостанции им. Коминтерна его прослушали вторично и выдали справку, что голос «у т. Герцика не настолько барский, чтобы он не мог читать материалы о строительстве новой жизни в нашей стране».

Долгое время у нас и за рубежом женщины не допускались к чтению политических новостей. И лишь в начале 30-х годов диктор, обладавшая низким «солидным» голосом Зинаида Петровна Ремизова, наконец, была допущена к чтению политических текстов. Но и в будущем кандидаток на чтение таких материалов отбирали среди обладательниц низкого голоса.

Геббельс: «Работников радио мы расстреливать не будем. Мы вырвем им языки, а самих будем поджаривать на медленном огне».

В блокадном Ленинграде люди знали, что, пока на радио стучит метроном, жизнь Ленинграда не прервалась.

К Юрию Левитану, чей голос сравнивали с потоком кованого блестящего металла, на встрече ветеранов однажды кто-то обратился:
– Помню, в годы войны ваш папа читал... мороз по коже...
– Как же, помню, бывало, включит микрофон и... «Прика-а-а-з Верхо-овного Главно-ко-ма-а-андующего...»
Окружающих как парализовало...

Осенью 1931 года, по окончании 9-го класса во Владимире, Юрий Левитан приехал в Москву поступать в Государственный институт кино. Его не взяли по возрасту и, когда деньги уже кончились, он увидел объявление о конкурсе дикторов радио. Прошел прослушивание, его взяли с условием, что он избавится от оканья.

Однажды Левитану велели после паузы прочитать фразу «Белорусский партизанский отряд освободил десять населенных пунктов». Только после войны он узнал историю с советскими разведчиками, шедшими в тыл немцев в фашистской форме и захваченными партизанами. Чтобы им поверили, Левитан должен был прочесть эту фразу в эфир.




© Игорь Борисов 2003-2013
Rambler's Top100
Используются технологии uCoz