voxfree.narod.ru Поступить на журфак |
Радио сегодня и завтраБлизится творческий конкурс на факультетах журналистики. Так, на журфаке МГУ первый поток пройдет, по традиции, в апреле. Поэтому, завершая тему радио, сосредоточимся на «состоянии и перспективах» этого СМИ. Именно об этом – о популярных станциях и радиожурналистах, о сегодняшнем дне и тенденциях радио запросто может пойти речь на журфаковском собеседовании, особенно, если ваш экзаменатор – радиец. О чем же с вами могут повести речь? Или: о чем вы сами предпочли бы поговорить, поскольку готовы говорить об этом? О буме разговорного радиоПриводим анализ руководителя отдела исследований радио TNS Gallup Media Юлии Николаевой. Статья опубликована в № 23 журнала «Индустрия рекламы» за 2005 год под заголовком «Мелофобы и инфоманы». Российские радиостанции устали от музыки и все чаще предпочитают ей разговорный жанр. В этом году изменило свой формат вещания с музыкального на информационный «Русское Радио – 2», а не так давно стало известно о планах холдинга «Газпром-Медиа» открыть новую радиостанцию news-talk формата. (Станция «СИТИ_FM» начала вещание 1 февраля 2006 года на частоте 87,9 МГц. – И. Б.) Кроме того, на сегодняшний день в Москве вещает около 15 радиостанций, эфир которых насыщен новостными, аналитическими программами, ток-шоу на всевозможные темы, интерактивным общением со слушателями. В информационно-разговорном формате работают «Радио России», «Маяк», «Эхо Москвы», «Би-би-си», «Радио Свобода», «Говорит Москва». Есть радиостанции, которые трудно однозначно отнести к тому или иному формату. Так, например, особенности эфира радиостанции «Серебряный дождь», в котором информационно-разговорные программы занимают немалую часть, позволяют говорить о ней как о станции разговорного жанра, хотя традиционно «Серебряный дождь» относят к музыкальному формату. Слушатели информационного радио достаточно сильно отличаются от аудитории музыкальных станций – как по особенностям слушания, так и по своим характеристикам. Прежде всего, следует отметить, что в аудитории информационного радио большую долю составляют слушатели старшего возраста: на 75% это москвичи старше 45 лет. Причем доля пожилых (старше 60 лет) наиболее велика у государственных станций – видимо, сказывается многолетняя привязанность людей к той или иной «кнопке». Аудитория news-talk станций отличается и по уровню образования: почти у 50% образование высшее. Среди слушателей информационного радио больше, чем среди москвичей в целом, специалистов и руководителей, а также очень значима доля пенсионеров. Аудитория рассматриваемого радиоформата, как правило, очень лояльна к выбранным станциям. Если слушатели музыкальных станций достаточно часто переключаются со станции на станцию, то слушатели информационных большую часть времени посвящают какой-то одной «волне». Так, например, слушатели «Радио России» в среднем около 60% времени остаются именно на ней и лишь 40% слушают другие. Очень велика у информационных станций и доля эксклюзивной аудитории – тех, кто слушает только эту станцию и никакую другую. У «Маяка», например, доля эксклюзивных слушателей – около 30%. В целом информационные станции можно назвать более «утренними», чем музыкальные. Больше всего слушателей данного формата в будни, с 6:00 до 8:00. Из всех радиослушателей в это время более 40% настроены на одну из станций формата new-talk. Таким образом, аудитория информационно-разговорного радио достаточно специфична и интересна. Тем не менее на сегодняшний день исследователи продолжают наблюдать возникшую уже достаточно давно тенденцию: доля аудитории информационно-разговорных радиостанций падает. Так, если в 2001 году доля информационного радио была около 30%, то сейчас она составляет 24% от слушателей радио в целом. (Доле медийного рынка, занимаемого радио, угрожает не только Интернет, но и традиционные коммуникационные каналы, в основном кабельное ТВ, которое прямо-таки «поедает долю радио». – И. Б.) Несмотря на уменьшение общего интереса слушателей к news-talk радио, немалого успеха в последнее время добилась радиостанция «Эхо Москвы»: за последние два года она увеличила долю своих слушателей почти в полтора раза. Не в последнюю очередь это связано с чрезвычайно удачными вечерними программами «Большая информационная программа «Эхо», «Персонально Ваш», «Ищем выход» и другими. Также можно отметить большой успех утренних разговорных программ на радиостанции «Серебряный дождь», доля которых за последние два года выросла почти в два раза, и особенно среди людей в возрасте 30–49 лет. И еще об одной интересной особенности информационного радио. У таких станций можно наблюдать сильные «всплески» числа слушателей в периоды экстремальных событий. Например, в 2004–2005 годах аудитория информационных станций устремлялась вверх во время таких событий, как выборы, события в Беслане, политические перипетии на Украине, стихийные бедствия и т.д. Такие взлеты происходят не только за счет большего внимания к происходящим событиям со стороны постоянной аудитории, но и за счет притока на информационные станции молодых слушателей. (Последние экологические катастрофы, которые обрушились на США, показали, что радио – самое оперативное медиа по времени реагирования на события. Когда до человека доходят слухи о каком-то происшествии, он первым делом включает именно радио. Это предсказуемо – новости по радио идут чаще, чем по ТВ. – И. Б.) О свободе медиа вообще и радио в частностиГлавный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов: «Если люди покупают «Эхо Москвы», то они должны знать, что покупают его вместе со мной». Аудитория «Эха Москвы» – это люди, которым интересны не новости, не политика, а дискуссии и мнения. Конечно, «Эхо Москвы» меняется. Если 5 лет назад у нас был news and talk, потом talk and news, то теперь talk, opinion и news. Новости ушли на третий план. Потому что наши слушатели смотрят новости в Интернете. Зачем же мы будем читать то, что они уже и так знают? Читать полностью интервью с Алексеем Венедиктовым О музыкальном радиоХорошие поводы для обсуждения анатомии музыкального вещания дает статья «Гармония эфира» самарского радиожурналиста Владимира Громова. Она была опубликована в журнале «Среда» № 8-9 за 2001 год, но значения не потеряла. Приведем ее с несущественными сокращениями. Философия музыкального радиовещания. Поскольку вещание намеренно строится так, чтобы присутствовать в личном пространстве индивида максимально продолжительное время, в эфире должно быть достаточное число элементов, интересных слушателю. Причем речь может идти только о неком индексе интересности, большем для одних компонентов вещания и меньшем для других. В число таких элементов эфира, к примеру, входят «golden hits» прошлых лет, музыкальные новинки, популярность которых может положительно прогнозироваться, «горячие» новости, интервью с популярными людьми... и даже реклама, хотя ее индекс интересности обычно весьма мал. Как определить индекс интересности? В советских книгах по теории массовой коммуникации писали, что людям интересна информация, им необходимая. Тогда индекс интересности будет еще и индексом актуальности. Правда, разным людям необходима разная информация, поэтому ответ на вопрос, что для эфира актуально, можно получить только у аудитории. Музыка. Поскольку индекс актуальности колеблется во времени, то система ротации должна делать так, чтобы компоненты эфира звучали в моменты их наивысшей актуальности. К примеру, композиция «X», имея к моменту «У» относительно высокий индекс актуальности, после появления в эфире теряет часть его значения. Подобное правило действует и на дискотеках. После энергичных композиций влюбленные пары, как правило, с удовольствием танцуют медленный танец. Но если поставить его два раза подряд, то на втором танцующих пар станет меньше, а если поставить один и тот же «медляк» три раза подряд... Однако спустя некоторое время слушатель «соскучится» по этой композиции, и она будет наиболее адекватной моменту, более того, только повысит удовлетворенность воспринимающего содержанием вещания. Таким образом, в эфирной последовательности для каждого компонента есть его «точки необходимости» – моменты, когда он наиболее интересен. Иначе говоря, в целях общей гармонизации процесса каждый элемент должен занимать строго определенное место. Так и бисерная нить, чтобы приковывать наше внимание, должна быть искусно набрана, каждая бисерина привлекать, узор должен быть достаточно разнообразным, чтобы рассматривающему-слушающему хотелось следовать от бусины к бусине. Если это положение верно, то из него следует, что определенная система ротации может помочь песне стать популярной. Так, мы можем поместить композицию, пока не являющуюся хитом, но имеющую для этого все необходимые характеристики, в момент вещания, где наличие ее или подобной ей будет актуальным. Система таких включений повышает шансы данного компонента стать актуальным для масс слушателей. Что касается самого определения того, что такое «потенциальный хит», то, несмотря на то, что композиторы не могут найти ответа на этот вопрос, музыкальные критики вполне выяснили принципы той песни, что имеет шанс стать хитом. «Она должна быть предельно простой, «ласкать» наиболее архетипические привычки сознания и даже неосознаваемой физиологии восприятия. Но, чтобы при этом не наскучить раньше времени, она должна нарушать правила, провоцируя активность восприятия, взбадривая его. Оптимальной стратегией «ласки» и «провокации» слушательских привычек является игра инерциями внутреннего физиологического счета времени, который ведет организм четными циклами дыхания, пульса и т.д.» (Чередниченко Т. «Россия 90-х в слоганах, рейтингах, имиджах. / Актуальный лексикон истории культуры». М. 1999 г. С. 94) Структурирующие элементы. Радиовещателю, вынужденному строить свое вещание разнообразно, приходится устанавливать эфирную последовательность по типу: «Это были «В огороде бузина». Ну а теперь для вас «В Киеве дядька». Однако при этом порядке возникает необходимость оправдания той или иной последовательности, присутствия какой-то внешней логики, чтобы слушатель не чувствовал хаоса в эфире. Хотя, согласно теории Маршалла Маклюэна, реципиент в современной культуре рад выстраивать свою теорию порядка из разрозненных компонентов и находит свое удовольствие в комбинаторной такой игре. В категорию таких структурных элементов можно отнесли и заставки – маркеры к определенным блокам вещания, например рекламе, новостям, следующему часу и т. д. Эти же запятые используются и в целях напоминания марки вещателя. Например, на фоне отбивки, обозначающей наступление нового часа, диктор обычно проговаривает название радиостанции, программы и имени спонсора. Элементы такого рода особенно важны в условиях конкурентной борьбы между несколькими станциями, вещающими в сходных форматах. Поскольку в настоящее время музыкальный и новостной материал, производимый в мире, одинаково легко доступен всем желающим, при сходной форматной политике именно форма – упаковка подачи информации – отличает радиостанцию от конкурентов. Популярность вещателя определяется не только его джинглами, но их роль, как и роль, например, книжной обложки, сложно переоценить. Реклама. Но если все же приемник не переключен, то разумно в целях компенсации поместить после рекламы что-то имеющее на данный момент времени наивысший индекс актуальности. Например, на «Русском Радио» и некоторых других радиостанциях рекламные блоки связаны с юмористическими афоризмами, воспринимаемыми слушателями с интересом. Здесь же можно упомянуть и попытки удержать слушателя у радиоприемника обещаниями возможности выигрыша, причем его вероятность возрастает при постоянном прослушивании волны – «Копилка» («Европа Плюс»), «Клуб преданных слушателей (Радио «Мегаполис»). Диджеи. В принципе современный уровень технических достижений легко позволяет радио обходиться без человека, меняющего пластинки. Так, всякие музыкальные автоматы (changer's) появились уже давно, а современная компьютеризация может помочь в программировании каких угодно последовательностей компонентов вещания. Однако личность до сих пор остается в эфире и, более того, во многом определяет интерес к нему. В нашей стране институт диджейства весьма молод, но и у нас уже есть весьма известные личности, представляющие определенный интерес не только как информаторы о названиях новых песен и групп, но и как коммуникаторы. Это К. Стриж, Д. Нагиев, К. Михайлов, А. Гордон, В. Соловьев, Н. Фоменко, А. К. Троицкий, Е. Батинова, П. Фадеев. Гораздо более давние традиции в США. Алан Фрид, являясь культовой личностью 50-60-х, немало способствовал распространению музыки рок-н-ролл, а современный нам диджей Говард Стерн удостоился экранизации собственной автобиографии в фильме «Части тела». Интересно, что ответ на вопрос, что должен делать хороший диджей в эфире и в чем его истинная функция, был сформулирован задолго до того, как появились сами диджеи. Если пользоваться термином В. Шкловского и школы ОПОЯЗ, то в процессе радиовещания хороший диджей должен создавать специфический феномен «отстранения». По Шкловскому, «отстранение» – функция искусства, позволяющая «...из известного объекта делать новый, неизвестный. Целью искусства является дать ощущение вещи. Как видение, а не как узнавание; приемом искусства является прием «отстранения» вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен; искусство есть способ пережить делание вещи, а сделанное в искусстве не важно». (Шкловский В.О. «О теории прозы». М.-Л., 1925 г. С.12.) Только диджей, умеющий свежо и ново подать любую информацию, может индивидуализировать и оживить своим присутствием эфир и добавить значения индексу интересности любого из его компонентов. Без этого умения диджея весь заранее просчитанный набор компонентов эфира будет лишь «банализирован» его словами. Таким образом, выстраивая процесс вещания, мы должны понимать, как каждый компонент эфира будет влиять на общую гармонию. Мы должны отвечать себе на вопросы: Кому будет интересен этот элемент? Когда значение индекса актуальности-интересности будет для него наивысшим? Как свежо и не банально мы можем его подать? И тысячу других вопросов, обычно волнующих радиовещателей. Полезные ссылкиСоздай свое радио! Хочу работать на радио!
|
|
© Игорь Борисов 2003-2013
|