voxfree.narod.ru

Поступить на журфак


Главная | Креатив | Слоганы | Журфак | Афоризмы | Диско | Карта | Портфолио

 

 


Перейдём на блоги?


Блоги остаются выигрышной темой для собеседования в ходе творческого конкурса. И останутся таковыми в весенне-летнюю кампанию 2008 года, поскольку на блоги легко переметнуться практически с любого вопроса экзаменатора.

Ныне эйфория по поводу «народной журналистики» прошла, и абитуриент журфака свободен в выборе. Он может избрать позицию защитника или — не рискуя показаться ретроградом — критика блогов.



ЗА: Блоги — народная журналистика

Блоги переворачивают всю систему массовой информации вверх тормашками.

Журналисту больше не надо ждать, пока его новость пройдет редакторскую правку и надеяться, что она будет опубликована в очередном выпуске. Достаточно поместить её в собственном дневнике, как о ней тут же узнают сначала его собственные подписчики, а затем их друзья, и так далее. О событии, случившемся 5-10 минут назад, тотчас могут узнать люди, живущие в другом полушарии.

На профессиональной конференции онлайновых СМИ (октябрь 2007) приводились причины скорого и неизбежного вымирания традиционных СМИ, в том числе и онлайновых: они неповоротливы, формализованы, управляются небольшой группой людей, ограничены в источниках информации.

Пользовательский контент — вот основная тенденция дня. От старой модели, когда информация распространяется в одном направлении, мы переходим к двусторонней коммуникации.

Инструментарий веб 2.0 помогает «простым людям» не только публиковать их тексты, изображения, подкасты (аудиоролики) и видео, но получать отклик аудитории и оценивать публикации, вознося на первые экраны материалы самого большого интереса.

RSS-технология позволяет каждому делать такое издание, которое он хочет читать. Строго на заданные темы, оперативное, без рекламы и — без политической или финансовой цензуры! Блоги — пространство свободы, и сложно представить, как эту свободу можно ограничить.

Мы вступаем в мир персонализованной коммуникации — мир, где «медиа везде». Средства массовой информации превращаются в средства массовой коммуникации (СМК). Блоги и подкасты становятся новыми жанрами журналистики.

Будущее же и вовсе за человеком-телебашней, которого не устраивает уже и собственный сайт или блог, и он заводит собственный телеканал.


ПРОТИВ: Блоги — это белый шум

Трудно представить себе мир, где каждый выпускает свой телеканал. Кто же будет зрителем и как разобраться в хаосе вещания?

Когда пользователь станет основным автором контента, Рунет окончательно утонет в спаме. Минусов здесь гораздо больше, чем плюсов: пострадают как содержание, так и форма.

Антон Носик: «Создана система, при которой возможность сказать и возможность достучатся до слушателей во всем мире получили люди, которым вообще нечего сказать».

Марина Давыдова, обозреватель «Известий»: «Тут уравнены в правах все жанры и все, не побоимся этого слова, дискурсы. Размышления о судьбах родины, рассказ о вчерашней пьянке, слезливый душевный эксгибиционизм — всё тут идет одним номером».

Блогосфера — зона белого шума. Чтобы услышать внятную мелодию, надо продраться сквозь какофонию крикливых, тупых, неприятных голосов.

В оффлайне поиском действительно ценной информации, её квалифицированной упаковкой занимаются редакции. Без редакции трудно представить смысловое медиа, имеющее позицию, лицо, стиль, формат.

В блогосфере нет и не может быть редакции. Есть ранжирование блогов по популярности, однако в результате на первые экраны попадает много желтизны.

Антон Носик: «Гибридное интернет-СМИ, где в одном флаконе упакованы профессиональные авторские новости и мнения читателей-блоггеров, ещё только предстоит создать».

После Октябрьской революции был образован Персимфанс — симфонический оркестр без дирижёра. Опыт провалился, дирижёры по-прежнему возглавляют оркестры.



ЗА: Блоггеры — источник информации для традиционных СМИ

История блогосферы утверждает, что авторов интернет-дневников впервые восприняли всерьёз после теракта 11 сентября 2001 года. Нью-йоркские блоггеры вели репортажи с места крушения башен Всемирного торгового центра: они публиковали фотографии, описывали события, свидетелями которых стали, рассказы очевидцев, слухи и пр.

Сходную миссию выполнили блоггеры Нью-Орлеана, когда город в 2005 году подвергся разрушительному натиску урагана Катрина. Их сообщения и снимки оказались тем ценнее, что многие съёмочные группы не смогли сразу попасть в затопленный город. Немалая заслуга блоггеров в том, что правительству США не удалось приуменьшить масштабы катастрофы.

Сегодня ни одно мало мальски значимое публичное событие в мире не проходит без немедленной фиксации в блогах. Почти всегда находится рядом свидетель с фотокамерой, телефоном, просто пишущий в блог.

«Большим» СМИ приходиться сканировать блогосферу, чтобы не пропустить интересную новость.

Даже самые солидные издания обзавелись регулярными обзорами блогов, и читаются эти полосы с неослабевающим интересом.

Доминируют в обзорах не новости, а мнения о событиях в стране и мире. Некоторых блоггеров газеты приглашают в качестве постоянных комментаторов. Блоггеры зарекомендовали себя не только как репортёры, но и как яркие аналитики!


ПРОТИВ: Никогда не доверяй блоггеру

На упомянутой конференции онлайновых СМИ поставили в пример сообщение о наезде автомобиля на коляску. Будто бы именно блоггер пролил свет на драму, поскольку оказался очевидцем ДТП. Не успели вознести хвалу и славу блоггерству, как выяснилось, что автор поста перепутал марку авто, а то и вовсе был свидетелем другого происшествия. «Я его на работу не возьму», — заявила участница конференции Галина Тимченко, главный редактор Lenta.ru.

Некоторые считают, что блоггерам бесполезно конкурировать с профессионалами в грамотной подаче новостей, точности, стиле, глубине анализа и всех других навыках настоящих акул пера.

Профи не будет печатать действительно ценную информацию в блоге. На то он и профи.

Виктор Пелевин: «Там уйма информации, но эта информация имеет очень низкий ранг и называется прекрасным русским словом «лытдыбр», которое получается, если напечатать «дневник» на английской клавиатуре. Информация высоких рангов в блогосферу не попадет, потому что имеет денежный эквивалент, и чем она ценнее, тем лучше её прячут. Это экономическая аксиома».



ЗА: Блоги делают информацию доступной и бесплатной

Теперь не надо тратиться на газеты и журналы. Новости и суждения можно узнать из блогов.

В журналистике сейчас происходит то же, что в индустрии звукозаписи. Как известно, люди больше не хотят покупать музыкальные альбомы на дисках, они предпочитают качать отдельные любимые песни из Сети, причём, по возможности бесплатно.

Мнение, высказанное в блоге, не ограничивается тиражом газеты, размером полосы или хронометражем телевизионного сюжета. Интернет не накладывает ограничений на содержание и формат того, что хочет сказать автор.


ПРОТИВ: Блоггер ни за что не отвечает

Блоггер безответственен. Блоггер может публиковать непроверенные факты, фантазии, заведомую ложь — ему ничего не будет. Отделять мух от котлет приходится читателю. Фактически читатель вынужден выполнять работу упразднённой редакции.

Дмитрий Соколов-Митрич, обозреватель «Известий»: «Появление блогов я бы сравнил с легализацией огнестрельного оружия. Раньше формированием информационного пространства занимались профессионалы — люди, умеющие добывать факты, проверять их, анализировать, публиковать и нести за это ответственность. Теперь возможность взять в руки «информационную пушку» получил любой желающий».

Блоггер хочет оставаться безответственным. В частности, агрессивный блоггер хотел бы безнаказанно оскорблять оппонентов.



ЗА: Блоги позволяют быстро исследовать общественное мнение

В Рунете больше 3 миллиона блогов. Если хотя бы доля процента прокомментирует то или иное событие, усреднённое мнение можно считать репрезентативным.


ПРОТИВ: Блогосфера — это базар

Оригинальные и глубокие комментарии — вот чем ценна блогосфера. Но делать на их основе выводы о состоянии общественного мнения — безумие. Социология — точная наука, строгими методиками определяющая именно усреднённое мнение масс.

Алексей Казаков, экс-главный редактор «Большого города»: «Если к тебе придет социолог, который начнёт строить какие-то далекоидущие выводы на замерах по блог-поиску, гони такого в шею, — сказал мне приятель, светило социологической мысли. — Я не знаю никого из моих коллег, кому бы пришло в голову пытаться на основе цитирования в блогах делать серьёзные построения».

Сергей Пименов, главы звукозаписывающей фирмы, рекламирующей музыку через интернет: «Блогосфера — базарная площадь: все вышли — и кто больше наорал, тот и на коне». («Новая газета», 2007, № 30, стр. 20)



ЗА: Блог ньюсмейкера — информация и мнения без посредников

Из блогов узнают последние новости непосредственно от участников событий.

Свои блоги ведут сегодня политики, спортсмены, персонажи из сферы культуры — да многие. Читатели могут узнавать неотфильтрованные новости и суждения непосредственно от ньюсмейкеров, минуя посредников-журналистов.

Блог выводит творческого человека на прямой контакт с аудиторией.

Сергей Чупринин, главный редактор журнала «Знамя»: «Меня уговорили завести свой дневник в интернетовском «Живом журнале» и там выкладывать статьи по мере того, как они писались. Я попробовал — и помимо похвал, помимо брани, куда же без них, нашёл такое понимание, такую готовность мыслить вместе, что преисполнился энтузиазма. Многое, во-первых, в своих представлениях уточнил, а многое, во-вторых, написал специально — что называется, по заявкам трудящихся».


ПРОТИВ: Качество блога сильно зависит от свойств автора

Блоги довольно многих известных людей осознанно или бессознательно решают пиар-задачи.



ЗА: Блоги дают возможность заработать блоггерам

Корпоративный блог предприятия начинающему, конечно, не по плечу. Однако блог дискотеки, спортивной команды, пожалуй, по силам. Администрация, весьма вероятно, согласится расставаться ежемесячно с разумной суммой денег, если штатный блоггер оживит имидж организации, приведёт новых клиентов.


ПРОТИВ: Блог — больше пиар, чем журналистика

Пиар же — грубо говоря, выпячивание достоинств и сокрытие недостатков. Пиарщик работает на себя или на работодателя, а не в интересах объективного информирования читателей. Блоги из островков свободы слова на наших глазах превращаются в средство лоббирования и рекламный носитель.

Не имеем ничего против пиара, если он не чёрный, то есть плутовской. На факультетах журналистики читают курс пиара, и многие после журфака уходят в пиар. Но начинающего подстерегают опасности:

  1. С пиар-матералами трудно пройти творческий конкурс.
  2. Занятие пиаром сбивает журналистскую оптику. Из информатора вы превращаетесь в пропагандиста, и назад отыграть психологически трудно.
  3. Для создания качественного пиара нужны опыт, кругозор, мудрость. Качественный пиар — занятие мудрых зубров.
  4. Неопытный довольно легко скатывается к писанию обыкновенной джинсы — рекламы под видом объективной информации и советов. Не лучший старт журналистской карьеры!



ЗА: Именно в блогах сейчас происходит самое интересное и самое свежее. Блоги — привлекательный для молодёжи новый феномен, а за молодёжью будущее

Действительно, блогосфера продолжает демонстрировать впечатляющий рост. Вот свежие цифры:

  • 3,1 млн блогов в Рунете на ноябрь 2007 (год назад было в 2,6 раз меньше)
  • 7000 новых блогов появляются каждый день
  • 120 млн записей сделано в русскоязычной блогосфере
  • 60% блоггеров — женщины
  • 40% — соответственно, мужчины
  • 22 года — средний возраст отечественного блоггера (года назад был 21)
  • 25 лет — средний возраст блоггера в ЖЖ
  • 19 лет — средний возраст блоггера в LiveInternet
  • 20 лет — средний возраст блоггера в Diary

Блоги у нас читают 60% пользователей Сети, свои записи там оставляет 21%, причем этот показатель удвоился за последние полгода. По загрузке фото и видео мы обогнали США, а по вовлеченности в социальные сети — вообще лидируем.


ПРОТИВ: Дневник — старая, если не сказать древняя, форма

Не счесть произведений литературной классики, написанных в жанре дневника. Древнейшие летописи — не что иное как фиксация событий в их хронологии, то есть дневник.

Жёсткий и неудобный для многих современников «Дневник писателя» Ф.М.Достоевского издавался автором в 1870-1880-х годах в формате ежемесячного журнала на собственные средства. Чем не блог?

Любопытные ремарки оставляет после своих «постов» Василий Розанов в «Уединённом» (1912 год): «за нумизматикой», «в дверях, возвращаясь домой», «Луга-Петербург, вагон», «в постели ночью», «на Загородном пр., веч., кругом проститутки», «ночью на извозчике», «на подошве туфли; купанье»... Сугубо блоггерские ремарки, не правда ли?

Нарастание массы блоггеров неизбежно ведёт к размыванию качества аудитории блогосферы. Представитель одной крупной компании сомнения в эффективности корпоративного блога мотивировал тем, что не видит смысла метать бисер перед 21-летней девушкой — основным читателем блогов.

Блоги не есть нечто исключительное. Интернет за 10 своих лет видел уже немало сенсаций: смену каталогов на поисковики, триумфальное появление мгновенных сообщений, бесплатных почт, социальных сетей и видеохостингов. Ныне Сеть движется в сторону интерактивного ТВ.

Блоги никогда и не были самым популярным сервисом — всё-таки умение излагать свои мысли в письменном виде дано не каждому, а общаться хотят все. Самый массовый сервис, понятный любому непродвинутому пользователю — это знакомства и месседжеры типа ICQ.

Блоги — уже не cutting edge сетевой жизни. Сейчас активнее всего растут социальные сети, где люди просто набирают свою базу друзей, обмениваются сообщениями, организуют группы, ищут бывших одноклассников и т.п.


Блог-революция, о которой так долго говорили блоггеры, не совершилась. Это просто очередная мода в интернете. Блоги будут существовать, но не заменят традиционные СМИ. Все виды СМИ со временем будут сливаться в одно — с ТВ, радио, интернетом. И вливаться в техническое устройство, которое мы сегодня называем мобильным телефоном.




© Игорь Борисов 2003-2013
Rambler's Top100
Используются технологии uCoz