voxfree.narod.ru Поступить на журфак |
Интернет-технологии для журналистаЖурналисты делают три вещи:
Интернет сильно изменил то, как журналисты работают над пунктами «1» и «3» этого списка, и не затронул по существу пункт «2». Интернет-технологии сбора информацииПожалуй, самый модный сегодня инструмент журналиста. Открыть эккаунт в Twitter очень просто. Зачем формируется список тех, чьи твиты (короткие сообщения) журналист хотел бы читать. Этому помогают поисковые возможности самого Twitter:
Новичок бывает обескуражен лавиной бессодержательных твитов на разных языках. Это нормально. По статистике, больше половины твитов – пустое «бла-бла». Но мы-то с вами журналисты! (Или хотим ими стать.) Наши действия:
Ну, или можно присмотреться к list'у, озаглавленному news, в моём твиттере. Процесс ограничен только временем, которое мы можем ему посвятить. Безжалостно «анфолловим» – выбрасываем из свой ленты – тех, кто нас разочаровал. Включаем самых ценных информаторов в собственные lists по узким темам... И скоро имеем доброкачественную ленту, которая станет держать нас в курсе интересных нам новостей и мнений.
Всё изложенное выше – это работа с «Твиттером» вручную, которая гарантирует качество и помогает воспринять дух «Твиттера» но, по правде говоря, напоминает черпание из моря ложкой. Для широкозахватного слежения за интернетом существует масса автоматизированных сервисов. RSSГоворя о сборе информации, невозможно не упомянуть об агрегаторах новостей или RSS. Получив задание, журналист:
Я пользуюсь простым RSS-агрегатором Lenta от «Яндекса», а также Google Reader, в котором больше возможностей для управления сообщениями. Таким образом журналист формирует собственную ленту новостей отовсюду, но на строго интересующую его тему. Лента готова к прочтению через мгновение после финального удара по клавише Enter. Лент можно открыть много – по ленте на тему. Каждую ленту не только можно, но и нужно редактировать:
Разумеется, фид сайта можно добавить в ленту непосредственно с сайта (все нормальные сайты имеют RSS) Поиск по блогамПоиск по блогам позволяет:
Итак, самое популярное и обсуждаемое в интернете – в поиске по блогам «Яндекса» и поиске по блогам Google. Мощное оружие журналиста – WebMiiБывает, нам нужно узнать как можно больше об определённом человеке. Почти всё о каждом в Сети знает WebMii. Правда, сервис пока не понимает кириллицу. Однако, если чьё-то имя присутствует в интернете на латинице, скорее всего, WebMii найдёт человека очень быстро – быстрее традиционных поисковиков – причём, вместе с его фото, видео, контактами, ссылками… Обработка информации: можно без интернет-технологийКогда информация собрана, начинается творческая работа журналиста над текстом или монтажом сюжета. Прежде всего, журналист проверяет и перепроверяет информацию из блогов. Ведь информация в «Твиттере» – это всё равно что разговор в автобусе или в пивной. «Твиттер» – это «сарафанное радио» со всеми его плюсами и минусами. Далее, журналист:
Ясно, что в этом роботы нам не помощники. И это ответ энтузиастам «народной журналистики», которые полагают, что блоги «убьют» профессиональные СМИ. Плохие СМИ – может быть, а профессиональные – нет. Интернет на этапе творческой работы нужен нам как справочник: найти синоним, перевести фрагмент текста с иностранного языка, подобрать афоризм или цитату и проч. Интернет-технологии распространения информацииПочти каждый журналистский материал сегодня публикуется в нескольких форматах. Помимо статьи в бумажной прессе или сюжета в эфире, это:
Своё радио запустила газета «Коммерсантъ» (точнее, Издательский Дом). Некоторые СМИ, например, газета F5, строят социальную сеть на своём сайте. Это создаёт ценнейший капитал – лояльную аудиторию издания. Хотя тиражи сокращаются, хорошая публикация теперь живёт дольше. К тексту на сайте или ролику на Youtube обращаются годами. (Правда, денег это не приносит, помимо рекламных крох.) В интернете удобно раскручивать публикации. Фрагмент материала, фото или видео, размещённые в Facebook и/или «ВКонтакте», способны заметно расширить аудиторию. Эффектный инструмент – анонсы предстоящих публикаций в Twitter. Журналист взял интересное интервью и сразу же сообщает своим фолловерам, мол, читайте меня завтра, будет любопытно. Это похоже на трейлер, который появляется загодя и разжигает интерес к фильму. Не о смерти прессы надо стенать, а говорить, какая интересная начинается жизнь с интернет-технологиями! |
|
© Игорь Борисов 2003-2013
|