voxfree.narod.ru

Поступить на журфак


Главная | Креатив | Слоганы | Журфак | Афоризмы | Диско | Карта | Портфолио

 

 

Интернет-технологии для журналиста

Журналисты делают три вещи:

  1. Собирают информацию
  2. Обрабатывают информацию
  3. Распространяют информацию

Интернет сильно изменил то, как журналисты работают над пунктами «1» и «3» этого списка, и не затронул по существу пункт «2».


Интернет-технологии сбора информации

Twitter

Пожалуй, самый модный сегодня инструмент журналиста. Открыть эккаунт в Twitter очень просто.

Зачем формируется список тех, чьи твиты (короткие сообщения) журналист хотел бы читать.

Этому помогают поисковые возможности самого Twitter:

  1. Вкладка Find People (Найди Людей)
  2. Поиск по ключевым словам в «Твиттере» – тут всё, как везде.
  3. Продвинутый поиск в Twitter с географическим таргетингом. Региональный журналист во всемирном «Твиттере» может читать новости исключительно о своём городке.
  4. Поиск по хэштегам (тематическим тегам). Просто вбиваем в окно поиска наше #keyword (на английском языке! значок # обязателен!)

Новичок бывает обескуражен лавиной бессодержательных твитов на разных языках. Это нормально. По статистике, больше половины твитов – пустое «бла-бла». Но мы-то с вами журналисты! (Или хотим ими стать.)

Наши действия:

  1. Находим в потоке сообщений мало-мальски ценное. Читаем ленту твитов автора.
  2. Смотрим, кого он зафолловил, то есть кого читает сам... И кого читает тот, кого читает наш первый автор…
  3. Просматриваем lists («списки») серьёзных твиттерян. Там уже отфильтрованные блоггеры.
  4. Просматриваем наши закладки на компьютере и внешних сервисах типа delicious.com. Ручаюсь, многие из отмеченных нами ранее сайтов уже обзавелись твиттерами.
  5. Ищем через Find People твиттеры зубров – «Ведомостей», «Коммерсанта», BBC Russia и других. Или находим на их сайтах кнопку Follow us on Twitter. Если с обращения к твиттерам проверенных информаторов начать – лента сразу получится качественная.

Ну, или можно присмотреться к list'у, озаглавленному news, в моём твиттере.

Процесс ограничен только временем, которое мы можем ему посвятить.

Безжалостно «анфолловим» – выбрасываем из свой ленты – тех, кто нас разочаровал. Включаем самых ценных информаторов в собственные lists по узким темам... И скоро имеем доброкачественную ленту, которая станет держать нас в курсе интересных нам новостей и мнений.

За хроникой трагических взрывов в московском метро я начал следить утром 29 марта по хэштэгу #moscow из топ-10 горячих тем «Твиттера». (Увы, лишь трагедия вознесла Москву в центр всемирного внимания; пусть бы этого «достижения» не было.)

Из первых же твитов узнал, что информация метится также хэштэгами #metro29, #metro, #explosion.

Через полчаса стало ясно, что очевидцы пишут, в основном, в ленте #metro29, а в #moscow идёт мировая реакция на теракты.

Сервис PicFog в реальном времени показывал фото, загруженные в «Твиттер» из Москвы.

В конце концов оставил #metro29, который транслировал всё подряд, и твиттер «Эха Москвы», где шла более достоверная информация.

Всё изложенное выше – это работа с «Твиттером» вручную, которая гарантирует качество и помогает воспринять дух «Твиттера» но, по правде говоря, напоминает черпание из моря ложкой.

Для широкозахватного слежения за интернетом существует масса автоматизированных сервисов.

RSS

Говоря о сборе информации, невозможно не упомянуть об агрегаторах новостей или RSS.

Получив задание, журналист:

  1. Определяет ключевые слова по теме
  2. Открывает RSS-поток с этими ключевыми словами.

Я пользуюсь простым RSS-агрегатором Lenta от «Яндекса», а также Google Reader, в котором больше возможностей для управления сообщениями.

Таким образом журналист формирует собственную ленту новостей отовсюду, но на строго интересующую его тему.

Лента готова к прочтению через мгновение после финального удара по клавише Enter. Лент можно открыть много – по ленте на тему.

Каждую ленту не только можно, но и нужно редактировать:

  1. Добавлять ключевые слова
  2. Убирать слова, дающие много информационного шума
  3. Добавлять адреса качественных RSS-фидов (RSS-источников). Как правило, это фиды содержательных сайтов и блогов, которые журналист находит в своей ленте.

Разумеется, фид сайта можно добавить в ленту непосредственно с сайта (все нормальные сайты имеют RSS)

Поиск по блогам

Поиск по блогам позволяет:

  1. Следить за изменчивыми интересами аудитории
  2. Находить интересные факты по теме
  3. Находить любопытные мнения
  4. Находить талантливых нештатных авторов

Итак, самое популярное и обсуждаемое в интернете – в поиске по блогам «Яндекса» и поиске по блогам Google.

Мощное оружие журналиста – WebMii

Бывает, нам нужно узнать как можно больше об определённом человеке. Почти всё о каждом в Сети знает WebMii.

Правда, сервис пока не понимает кириллицу. Однако, если чьё-то имя присутствует в интернете на латинице, скорее всего, WebMii найдёт человека очень быстро – быстрее традиционных поисковиков – причём, вместе с его фото, видео, контактами, ссылками…


Обработка информации: можно без интернет-технологий

Когда информация собрана, начинается творческая работа журналиста над текстом или монтажом сюжета.

Прежде всего, журналист проверяет и перепроверяет информацию из блогов. Ведь информация в «Твиттере» – это всё равно что разговор в автобусе или в пивной. «Твиттер» – это «сарафанное радио» со всеми его плюсами и минусами.

Далее, журналист:

  1. Анализирует материал
  2. Отделяет главное от второстепенного
  3. Связывает между собой разнородные факты
  4. Формулирует причины событий
  5. Выстраивает структуру статьи/сюжета
  6. Придаёт материалу форму, шлифует стиль…

Ясно, что в этом роботы нам не помощники. И это ответ энтузиастам «народной журналистики», которые полагают, что блоги «убьют» профессиональные СМИ. Плохие СМИ – может быть, а профессиональные – нет.

Интернет на этапе творческой работы нужен нам как справочник: найти синоним, перевести фрагмент текста с иностранного языка, подобрать афоризм или цитату и проч.


Интернет-технологии распространения информации

Почти каждый журналистский материал сегодня публикуется в нескольких форматах. Помимо статьи в бумажной прессе или сюжета в эфире, это:

  1. Тексты, фото и видео на сайте с функцией комментирования
  2. Аудио- или видео-подкаст с возможностью закачки на мобильный телефон

Своё радио запустила газета «Коммерсантъ» (точнее, Издательский Дом).

Некоторые СМИ, например, газета F5, строят социальную сеть на своём сайте. Это создаёт ценнейший капитал – лояльную аудиторию издания.

Хотя тиражи сокращаются, хорошая публикация теперь живёт дольше. К тексту на сайте или ролику на Youtube обращаются годами. (Правда, денег это не приносит, помимо рекламных крох.)

В интернете удобно раскручивать публикации. Фрагмент материала, фото или видео, размещённые в Facebook и/или «ВКонтакте», способны заметно расширить аудиторию.

Эффектный инструмент – анонсы предстоящих публикаций в Twitter. Журналист взял интересное интервью и сразу же сообщает своим фолловерам, мол, читайте меня завтра, будет любопытно. Это похоже на трейлер, который появляется загодя и разжигает интерес к фильму.

Не о смерти прессы надо стенать, а говорить, какая интересная начинается жизнь с интернет-технологиями!




© Игорь Борисов 2003-2013
Rambler's Top100
Используются технологии uCoz