voxfree.narod.ru
Креативные технологии |
«Денцу»: от AIDMA к AISAS ®
Модели AIDA, AIDMA, DIBABA…Как известно, первую модель рекламы AIDA предложил американец Элмер Левис (Льюис?) в 1896 году. AIDA подразумевает четыре последовательные стадии взаимодействия потребителя с рекламной информацией:
Иными словами, рекламу нужно делать так, чтобы она привлекла внимание потребителей, вызвала интерес к продукту, желание им обладать, наконец, побудила к действию: звонку, визиту в магазин, покупке. Позднее в модель AIDA добавился пятый компонент – Мотивация или Мотив (Motive). Получилась формула AIDMA, согласно которой желание – «Я это хочу» – надо подкрепить мотивирующими аргументами, чтобы человек сказал: «Мне это надо». Кстати, в модели AIDMA «Денцу» трактует «M» как Память (Memory). Потребитель, контактируя с рекламой, должен запомнить продукт. В разные периоды прошлого века были разработаны рекламные модели AIDCA, ACCA, DIBABA, DAGMAR, VIPS, модель «Одобрение» и другие. Они описаны в Сети. В третьем тысячелетии интернет и мобильная связь радикально изменили способы коммуникации людей между собой и с рекламой. Возникла потребность в новой модели потребительского восприятия рекламы.
Какое общество, такие медиаРазрабатывая новую модель, специалисты «Денцу» опирались на данные социологов о развитии общества за последние 50 лет:
Новые социальные медиа, позволяющие легко и быстро передавать информацию «от одного многим» – это, прежде всего:
Социальные медиа возникли и процветают благодаря потребности человека не только получать информацию, но и высказывать своё мнение. Социальные медиа (СМ) массовы, оперативны, часто существуют без лицензий и редакций. Одно время казалось, что ещё при нашей жизни они убьют традиционные СМИ.
Социальные медиа против средств массовой информации?В 2007 году корпорация «Денцу» провела исследование среди японцев от 10 до 50 лет, в котором был такой вопрос: «На этой неделе – что вы делали ещё, когда смотрели телевизор?» Результат получился довольно неожиданный: Что вы делали, когда смотрели телевизор?
(Сумма процентов больше ста, поскольку респондент мог выделить несколько ответов.) Выходит, многие японцы, смотря телевизор, в то же время сидят в интернете, куда выходят посредством компьютера или мобильного устройства. Интернет и мобильные коммуникации не вытесняют ТВ, а сосуществуют с ним! Надо полагать, схожим образом ведут себя люди в других странах, в том числе в России, с поправкой на отрыв Японии в мобильном интернете. (Но этот разрыв сокращается.)
От AIDMA к AISAS ®Наблюдения за поведением потребителей подтолкнули «Денцу» к тому, чтобы окончательно сделать достоянием истории классическую модель маркетинга AIDMA:
В 2006 году (ровно через 110 лет после рождения первой модели AIDA) «Денцу» разработала, защитила международным патентом и обнародовала новую модель AISAS ®:
Модель AISAS ® была представлена на конференции, проведённой Российско-Японским центром факультета журналистики МГУ совместно с корпорацией «Дентцу» в 2008 году. Согласно формуле AISAS ®, потребитель нашего времени, как и прежде, должен обратить внимание на рекламу продукта (Attention) и заинтересоваться ею (Interest). Однако следующее, что сделает наш современник – это начнёт искать информацию о продукте на сайтах, форумах, в блогах и социальных сетях (Search). Затем он покупает продукт онлайн или в обычном магазине (Action). Наконец, покупатель делится впечатлениями о продукте с другими людьми (Share) на сайтах, форумах, в блогах и социальных сетях. Происходит то, что называется Word of Mouth – обмен информацией «из уст в уста». Таким образом, сами потребители во многом формируют информационный бэкграунд продукта. Поделившись мнением о товаре (Share), покупатель помогает другому покупателю на этапе Search. (Реальная фраза с одного из книготорговых сайтов: «Если вы уже прочли книгу [следует название] ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА оставить отзыв. Это поможет новым читателям правильно сделать свой выбор».) В отличие от линейной последовательности AIDMA новая модель AISAS ® содержит в себе обратную связь – своего рода раскручивающуюся спираль, когда, обсуждая продукт (Share), люди наращивают базу данных для тех, кто будет искать информацию после них (Search). Помимо «спирали» Search-Action-Share можно говорить о «большом цикле» обратной связи, в котором суждения потребителей о бренде (Share) привлекают к нему внимание (Attention) новых покупателей. То есть Share выполняет также функцию Attention.
По ТВ узнал – по Сети послалСовременный потребитель контактирует с продуктом/брендом посредством множества коммуникационных каналов. Согласно «Денцу», каждый этап рекламной формулы AISAS ® лучше доверить определённым каналам: Привлекают к бренду Внимание (Attention) и возбуждают Интерес (Interest):
Обеспечивает Поиск (Search):
Позволяют совершить Действие (Action):
Обеспечивает Обмен мнениями о продукте (Share):
Маркетинговая специализация каналов дарит надежду традиционным СМИ. Они продолжают играть свою важную роль в коммуникации потребителя с брендом, и хоронить их рановато. Правильнее говорить об оптимальном миксе СМИ и СМ (социальных медиа) – уникальном для каждой рекламной кампании.
AISAS ® и креативПримечательно, что ряд кампаний-триумфаторов Канн-2009, сделаны словно бы по формуле AISAS ®. В их числе президентская кампания Барака Обамы и известная кампания «Лучшая работа в мире», где соискатели со всей планеты боролись за место смотрителя острова Большого Барьерного рифа у берегов Австралии. Обама-кандидат «позволил своему бренду жить где угодно». Из более чем 500 социальных сетей в поддержку Обамы лишь 17 были официальными – все остальные создали пользователи. В самые напряжённые дни предвыборной гонки технология была такая. Утром на официальных сайтах вывешивались актуальные задачи, лозунги и материалы. Волонтёры, используя этот контент, весь день встречались с избирателями. В конце дня в Сети они сообщали о прошедших акциях, о настроениях людей. Ночью штабы Обамы анализировали новую информацию и формулировали задачи на следующий день. Чем не Search-Action-Share? Любопытно, что рекламные критики, в частности Боб Гарфилд, не слишком высоко оценили креатив Обамы. Креативность проявилась в мастерском использовании социальных медиа. Иного сложно ожидать. Рекламисты пока на этапе, где «Креативные медиа и есть креатив», если переиначить Маршалла Маклюэна с его знаменитым «Средство сообщения и есть сообщение». Рекламисты привычно адаптируют идеи к ТВ, наружке, интернету… Рекламистам и клиентам ещё предстоит привыкнуть к социальным медиа, надышаться ими, раствориться в них, чтобы начать генерировать идеи, которые жили бы в среде социальных медиа как рыба живёт в воде. Игорь Борисов |
|
© Игорь Борисов 2003-2013
|