voxfree.narod.ru Поступить на журфак |
ИнтервьюНичто так не интересует человека, С одной стороны, интервью – информационный жанр журналистики, способ получения фактов путем общения с людьми. Среди методов сбора информации, интервью, наряду с проработкой документов и наблюдением, занимает важнейшее место. С другой стороны, интервью – литературный пересказ беседы с человеком, мнения которого интересны читателям. Посередине находится интервью-портрет, когда в центре нашего внимания находится сам человек, его опыт, мысли, чувства, ценности. Изложение фактов и комментарии в интервью ведутся не от имени журналиста, как в новостях, а от имени человека, которого интервьюируют; он более компетентен, имеет большее отношение к обсуждаемому вопросу, чем журналист. Самый распространенный вид интервью – диалог. Строится по классической схеме «вопрос-ответ» (при верстке вопросы и ответы обычно набираются разным кеглем). В ходе пресс-конференций журналисты задают вопросы сначала в письменной форме до начала выступления, а затем – устно по ходу мероприятия. Интервью-зарисовка состоит из беседы и компонентов образной информации. Задача его не только пересказать мнения и суждения человека, но и создать его штриховой портрет. Кроме собственно задавания вопросов, журналист высказывает свое мнение, рассказывает об обстановке и течении беседы, комментирует ее, рисует облик собеседника и т. д. Подготовка интервьюЖалкое зрелище – не готовый к интервью журналист. Тертый собеседник забавы ради может и поиздеваться над таким горе-интервьюером. Для журналиста степень подготовки к беседе – это доказательство серьезности его намерений. Это замечают всегда, и от этого в первую очередь зависит, раскроется ли собеседник, отнесется ли с должной серьезностью к разговору. Неподготовленного репортера очень легко ввести в заблуждение, и, разумеется, добытая информация в этом случае будет малоценной. О чем речь. Определяется тема интервью. Желательно, чтобы она удовлетворяла уже известным вам по прошлой рассылке критериям: новизна информации или суждений, их общественная важность, интерес. Разумеется, решают, кто будет собеседником. Впрочем, часто это и без раздумий ясно – когда в город с концертами приезжает звезда или выдающееся деяние совершает земляк.
Узнать больше.
Постарайтесь побольше узнать о собеседнике. Если есть возможность, нужно почитать интервью, которое давал будущий собеседник другим журналистам, обращая внимание на то, какие темы ему особенно близки, о чем он говорит более, а о чем – менее охотно, какие вопросы ему чаще всего задают (чтобы самому их не задавать). Разумеется, бывают случаи, когда герои интервью ранее не был объектом интереса газет. И даже в таком случае можно пронести полезные расспросы о вашем будущем собеседнике у членов его семьи, соседей, коллег по работе, учителей и т. д. Если вы пишете на какую-то особенно деликатную тему, может понадобиться посредник: человек, которого и вы знаете, и тот, с кем вы собираетесь разговаривать. Где и когда. Следует учесть, договариваясь о времени и месте встречи, что в рабочее время ваш собеседник будет чаще отвлекаться, его могут куда-то вызвать, во время разговора будет постоянно звонить телефон и т. д. Кроме того, в кабинете обычно получается более официальный и сдержанный разговор, поэтому желательно встречаться на нейтральной территории и иметь для беседы достаточный запас времени. Однако многие считают, что интервью лучше проводить в обстановке, привычной для человека: у него дома, на работе, в школе, церкви. Иногда удачными оказывается интервью, взятое во время обеда или ланча. Если позволяют обстоятельства, можно провести «мобильное» интервью: начните на работе у интервьюируемого, затем сходите с ним куда-нибудь поесть, отправьтесь с ним к нему домой, попросите показать дом и сад и т. п. С занятыми людьми часто удается поговорить лишь, когда они направляются куда-либо на машине.
Готовить вопросы заранее. Вопросы у вас начнут возникать, когда вы станете изучать тему и узнавать больше о будущем собеседнике. Вопросы должны быть понятными (иметь для собеседника тот же смысл, что и для журналиста), по возможности краткими (вопрос должен содержать в себе одну мысль, иначе ответ не будет полным), а также нестереотипными.
Официальные лица часто просят заранее передать им вопросы, но это не значит, что можно ограничиться перепиской: журналист напишет вопросы, интервьюируемый (или его пресс-служба) – ответы. Необходимо стремиться к личной беседе, пусть даже с заранее оговоренными вопросами. Содержание такого разговора всегда глубже, оно уникально, т. к. обогащается дополнительными нюансами, новыми вопросами и поворотами. На интервью по телефону или e-mail следует соглашаться только в том случае, если нет никакой возможности встретиться лично. (Интервью в Интернете, все более популярные, конечно, берутся посредством e-mail или ICQ.) Запишите вопросы в том порядке, как вы планируете их задавать. Этот список будет лежать перед вами во время интервью, с ним вы не потеряете нить беседы и не забудете нечто важное. Можно даже прорепетировать вопросы вслух, направляясь на интервью. Следует пригласить с собой фотографа. Если это невозможно, имейте при себе «мыльницу». В самом крайнем случае, попросите готовое фото у вашего собеседника. Интервью в газете и журнале обязательно должно сопровождаться портретом героя. Я бы не стал напоминать о необходимости иметь запасные батарейки для диктофона и кассеты, если бы конфузы «по техническим причинам» не случались весьма часто с начинающими авторами. (Со мной такое случилось однажды во время интервью с Виктором Двоскиным, выдающимся джазовым барабанщиком и организтором концентов американских джазменов в России. Вот была досада!) Проведение интервьюРепортер должен быть одет соответствующим образом, любезен и деловит. «Вы никогда не сможете изменить первое впечатление о себе…» Профессиональные манеры репортера не исключают кратких предварительных любезностей. Так, репортер должен быть уверен в том, что произносит имя собеседника правильно: искаженное имя может сильно повредить беседе. Интервью – это общение, а люди непредсказуемы. Поэтому всегда возможны по меньшей мере два сценария для журналиста. Кролик или удав?
Смысл любого интервью в том, что ваш собеседник должен говорить. Если он молчит, попробуйте сказать, что вы только выполняете свою работу и хотите сделать ее хорошо. Сценарий 2. Обратная ситуация – когда вы, начинающий интервьюер, беседуете с популярным артистом или политиком. Одни «устали от журналистов», другие могут иметь какие-то свои виды на интервью. Держитесь на равных с собеседником, кем бы он ни был (разумеется, соблюдая этикет). Создавайте атмосферу взаимного уважения и полноценного сотрудничества. Помните, вы представляете на встрече не одного себя, а всех ваших читателей. Будьте самими собой. Не кроликом. И не удавом.
Не исключено, что собеседник выразит недовольство по поводу того, как вы лично, ваша газета или средства массовой информации вообще писали ранее о каком-либо событии. Выслушайте все претензии, но помните, что вы вовсе не обязаны отвечать на них. Если все же решили ответить, не следует спорить и раздражаться. Не извиняйтесь, если ваши извинения неискренни или если вы не чувствуете за собой вины. Самое лучшее в таких случаях – выслушать претензии собеседника, признать, что такое могло произойти и дать несколько кратких объяснений, если они уместны. Есть контакт! В целом самым побудительным мотивом для собеседника является серьезность намерений журналиста. «Покажите, что вы ставите серьезную задачу, и вы обязательно увлечете этим интервьюируемого» (Х. Шервуд). Постарайтесь установить контакт на личностном уровне. Люди окружают себя дома и на работе книгами, фотографиями, произведениями искусства, сувенирами, которые дают много поводов начать беседу, помимо разговора о погоде. Умение слушать весьма важно для установления взаимопонимания с собеседником. Успех интервью в большей степени зависит от вашего умения слушать, чем от задаваемых вопросов. Говоря, вы не получаете никакой информации. Говорите лишь то и тогда, когда это помогает установить контакт с собеседником и направить интервью в нужное русло. Следует проявлять искренний интерес к собеседнику – как это умеют делать мошенники. Людям нравится, когда ими интересуются. Контакт установлен и собеседник захвачен темой, когда он перестает обращать внимание на фотографа, который делает свою работу параллельно вашей. Самые лучшие снимки – когда объект не позирует. Контроль. Сценарий 1. Не перебивайте, если интервьюируемый в своем рассказе отклоняется от основной темы. Люди рассказывают не так, как мы пишем об этом. Они зачастую не начинают с главного. Дайте собеседнику время добраться до сути. Не будьте рабом заготовленного списка вопросов. Уже первые вопросы и ответы могут придать беседе совершенно иное, чем предполагалось репортером, направление. В результате может получиться даже более удачный материал. Беседует журналист В. Логачев с Ю.Шевчуком. Часть вопросов задается по заранее заготовленному списку, а часть возникла в ходе беседы:
Сценарий 2. Во время интервью важно все время быть начеку и соответствующими вопросами возвращать разговор в нужное русло, если собеседник забирается в какие-то не относящиеся к делу области. Это не слишком легко для начинающих репортеров, особенно если их собеседники намного старше, знамениты или облечены властью. Но и в этом случае может помочь предварительная подготовка. Некоторые люди, например, политики, умеют произнести много слов, не сказав ничего. Репортер должен спросить себя: действительно ли он получил ответ на заданный вопрос или же ответ абсолютно ничего не означает? Если вопрос все-таки остался без ответа, попробуйте перефразировать его и задать еще раз. Можно даже сказать собеседнику, что он не ответил на ваш вопрос. Вопросы. Сценарий 2. Иногда, напротив, следует заинтересовать собеседника нестандартным вопросом, выказывающим осведомленность журналиста.
Вопрос должен содержать в себе одну мысль. В противном случае интервьюируемый отвечает только на последнюю часть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить. Интервью будет проходить более живо и естественно, если время от времени вы будете произносить короткие фразы или задавать вопросы, помогающие собеседнику продолжать свой рассказ, например «Вот как?», «Правда?», «И что было дальше?», «И как вы на это отреагировали?» Чтобы получить более детальную и конкретную информацию, которой не получишь через общие вопросы, задавайте вопросы прямые. Например: «И сколько Вы заплатили за это?», «Почему Вы это сделали?» Подготовленный в США "Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы" дает следующие советы интервьюерам. В начале разговора задайте вопрос-другой, на которые вы сами знаете ответ. Это поможет проверить, насколько правдив собеседник. Относитесь скептически к любому ответу, который нельзя проверить. Убедитесь в том, что понимаете ответы. Если сомневаетесь, попросите объяснить. Если сомнения остались, опишите ваше понимание ответа и спросите у собеседника, верно ли оно. Это особо важно в беседах на научно-технические темы. Задавайте вопросы, на которые нельзя ответить односложно “да” – или “нет”. Незавершенные вопросы обычно вызывают более откровенные ответы. Попробуйте начать вопрос с “как” или “почему” – “Как вы себя чувствовали в тот момент?” или “Приняли бы вы такое же решение еще раз?” или “Что удивило вас в такой-то ситуации?” и т. д. Такие вопросы помогают вам больше узнать о собеседнике. Поговорите о биографических подробностях. Вызовите собеседника на разговор о нем. Спросите: “Какое самое тяжелое переживание связано у вас с...?” Ведите разговор так, чтобы всегда предполагался ответ. Не просите: “Не хотите ли прокомментировать то-то и то-то...” Собеседник может сказать “нет”. По возможности задавайте вопрос так, как будто вы уже знаете ответ или часть ответа. Если собеседник уклоняется от ответа, перефразируйте вопрос и задайте его снова, но немного позже. Опираясь на свои предварительные исследования, задавайте вопросы типа: “О вас говорят так-то и так-то. Какова ваша реакция на это?” Пресекайте заходы типа: "Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется..." Вы не сможете использовать сказанное с такой оговоркой в интервью. Записывайте возникающие у вас по ходу интервью новые вопросы, иначе вы их забудете. Берегите самые жесткие вопросы для конца интервью. Это даст возможность наладить контакт с собеседником прежде, чем вы начнете задавать неприятные вопросы. Даже если после одного из подобных вопросов собеседник откажется дальше говорить, вам все-таки уже удастся получить некоторую информацию. Не забывайте о подробностях описываемой истории. Проявляйте наблюдательность, делайте записи, и задавайте вопросы по поводу обстановки, окружающей вашего собеседника. Попросите собеседника показать относящиеся к делу документы. Письма или личный дневник могут быть гораздо более эмоциональны, чем ответы во время интервью, когда со времени события уже прошло какое-то время. Юридические или финансовые документы дадут точную информацию о датах или суммах, тогда как, отвечая на ваши вопросы, интервьюируемый зачастую припоминает их лишь приблизительно. В резюме может содержаться информация, о которой скромный человек умолчит, если ему не напомнить. Просите сделать копии документов. Просите разрешения взять с собой фотографии для сканирования в редакции с гарантией скорейшего возврата. Используйте т. н. “беременную” паузу. Если собеседник сразу не отвечает на вопрос полностью, тихо ждите, изображая ожидание. Часто по мере того, как убегают секунды, собеседник делает для себя заключение, что вам нужны еще какие-то детали, и дополняет короткий ответ. Трюк заключается в умении с пользой “перемолчать” собеседника. Завершайте интервью одним или несколькими вопросами общего плана: «Вы не хотели бы добавить что-нибудь еще?», «С кем еще вы бы посоветовали мне поговорить на данную тему?», «На Ваш взгляд, о чем еще следовало бы написать моей газете?» Продолжайте беседу и после того, как вы закрыли блокнот и выключили диктофон. Это самый благоприятный момент для наиболее искренних ответов. После интервьюВ конце интервью поблагодарите собеседника, который потратил на вас свое время, и договоритесь о возможности связаться с ним, может быть, по телефону, если вы вдруг обнаружите какие-то пробелы в своем материале. Оставьте о себе самые лучшие воспоминания – ведь этот человек может не раз пригодиться вам в качестве информатора. Если есть вероятность того, что он не сможет приобрести газету или журнал, пошлите ему вырезку с опубликованным интервью. Если интервьюируемый все-таки не позволил вам воспользоваться диктофоном, сразу после интервью сядьте где-нибудь поблизости – прямо за дверью рабочего кабинета, например, – и восстановите разговор, набрасывая заметки или наговаривая в диктофон. Память может подвести, и то, что кажется совсем свежим впечатлением, часто забывается уже по пути в редакцию. Визировать или не визировать? Официальные лица и известные люди часто соглашаются на беседу только при условии, что им покажут материал до опубликования и учтут их замечания. При этом журналист должен иметь в виду, что за свои слова и комментарии он отвечает сам, и никакое должностное лицо не имеет права исправлять текст, написанный от имени автора, если он не содержит фактических ошибок. Сценарий 2. Вместе с тем, правовой нормы насчет визирования не существует. Если журналист уверен, что передает слова собеседника точно, он может не тратить на визирование время. Не стирайте запись интервью какое-то разумное время. Кассета – доказательство, что ваш визави сказал именно то, что вы напечатали. * * * Из журналистского сетевого форума.
|
|
© Игорь Борисов 2003-2013
|