voxfree.narod.ru Поступить на журфак |
Репортаж: событие как переживаниеНачинающие журналисты любят поведать миру не только фактическую сторону событий, но и что они подумали в тот или иной момент, что почувствовали. Это и есть репортаж – информационный жанр, в котором факты подаются под приправой авторских наблюдений, ощущений, комментариев. Если хроника в основном отвечает на вопросы ЧТО? КТО? ГДЕ? КОГДА?, то репортаж – вдобавок еще и на вопрос КАК? «Репортаж» происходит от латинского слова “reportare”, что значить “передавать”, “сообщать”. Досужие люди любят посмеяться над тем, как толпа репортеров давится вокруг места происшествия или знаменитости. Но журналисты просто честно делают свою работу! Ведь репортажа без личного присутствия репортера на месте события не бывает. Хороший репортаж создает тройной эффект: присутствия + достоверности + сопереживания. Чтобы добиться этого эффекта, репортеру нужно:
Задача репортера – дать аудитории почувствовать атмосферу, в которой разворачивалось событие, позволить увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем. В репортаже ничего не надо придумывать – надо только уметь видеть, слушать и анализировать. Репортер не только сообщает, но и изображает. Он не инсценирует события, а воспроизводит их.
Объем газетного репортажа колеблется от 100 до 400-450 строк. Отличительные черты репортажа: 1. Последовательное воспроизведение события. Хронология составляет основу повествования. 2. Наглядность, то есть создание образной «картинки» происходящего путем описания деталей, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц. Нужно помочь воображению читателя перенести его (читателя) на место события.
3. Оперативность. Важно не утонуть в деталях, а уметь выбирать самые яркие и эмоциональные моменты происходящего. Выход событийного репортажа всегда – в ближайшем номере, иначе репортаж «протухает». 4. Документальность. Репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне). Необходимо точно указывать место, время и действующих лиц. 5. Активная роль личности самого репортера. Эмоционально окрашенный стиль повествования придает рассказу дополнительную убедительность. Событие подается как переживание. Виды репортажа: «Классический» событийный:
Тематический (здесь часто нет «тирании» сроков, может готовиться долго):
Проблемный (к примеру, о пробках на дорогах) «Журналист меняет профессию» (чтобы глубже вникнуть в суть происходящего в той или иной области человеческого бытия)
Почему репортаж «король жанров»? Потому что он объединяет в себе элементы других жанров прессы: аналитических, зарисовки, комментария (авторских отступлений или комментариев со стороны компетентных специалистов в виде мини-интервью, короткой фразы).
Не умирает ли газетный репортаж в век телевидения, которое прямо показывает событие? Не умирает, как минимум, по трем причинам:
Распространенные ошибки начинающих репортеров:
Совет: КонсультацияВопрос: Ответ:
Проще всего с последним, которое я называю «ситуативным». Это подготовка к выполнению конкретного задания, например, подготовка к интервью, о чем мы подробно говорили в прошлом выпуске. Профессиональное или специальное образование журналиста – это то, чем на элементарном уровне занимается наша рассылка, и чему пять лет учат на журфаке. Но вопрос остается. Что важнее для журналиста: умение писать или резвые ноги? Начитанность или коммуникабельность? Усидчивость в раскапывании архивов или умение «просочиться» к эпицентру события? На мой субъективный взгляд, факультеты журналистики дают хорошее фундаментальное образование, но мало заботятся о подготовке практических журналистов, умеющих завязывать знакомства и их поддерживать, знающих как добыть «закрытую» информацию, которая по закону должны быть открыта, подготовленных физически, наконец. В идеале хороший журналист должен окончить два учебных заведения: университет и разведшколу (шутка). Как сказано в одном американском руководстве, «Репортерам следует быть ловкими людьми, знающими, как делать дела». Что касается фундаментального образования, то выбрать главное поможет ранняя специализация. Если вы планируете писать о бизнесе, вам нужна математика, если об автомобилях – физика, если о работе судов – право. Всем без исключения пишущим нужна литература, филология, история. Однако вернемся к письму. Вам, Никита, нужно взять интервью на тему образования журналиста – каким оно должно быть? Думаю, не стоит спрашивать педагогов: что хотели, они сказали на лекциях. Не стоит спрашивать известных в городе людей. Вы не получите ответа на вопрос, но получите кучу претензий к журналистам, справедливых и несправедливых. На мой взгляд, следует обратиться к действующим журналистам города и задать им два вопроса:
Опросить следует человек 10-12, рядовых корреспондентов и редакторов или завотделами, газетчиков, радийцев и телевизионщиков, 20-ти и 40-летних. Может получиться полезный, притом эксклюзивный материал. Если это случится, я с удовольствием опубликовал бы его в рассылке. Удачи, Никита! Вопрос: Ответ: Спасибо всем за хорошие слова в адрес рассылки. Дистанционно ваш,
|
|
© Игорь Борисов 2003-2013
|