voxfree.narod.ru Поступить на журфак |
Будь в жанре!Проведите эксперимент: попросите знакомых, далеких от журналистики, перечислить известные им газетные жанры. Скорее всего, вы услышите: «заметка», «интервью», «репортаж», «статья». Люди постарше вспомнят еще «фельетон». Учебные руководства иногда немного иронизируют по поводу подобной «народной» классификации, поскольку теория различает десятки жанров прессы. Но я возьму на себя смелость утверждать, что заметка (новость), интервью, репортаж, статья – как раз те жанры, что мы прошли! – ключевые для современной журналистики. Из них можно вывести многие другие. Жанр в прессе – это способ подачи информации. Теоретики классифицируют жанры по назначению, объекту изображения (теме), стилистике, выразительным средствам и проч. Мы в эти сложности не полезем, и так любой интуитивно отличит заметку от репортажа, интервью от статьи. Но нам важно правильно выбрать жанр нашей будущей публикации, поскольку жанр: 1) диктует свои законы; 2) помогает писать, «ведет» нас кратчайшим путем к цели. Первую подсказку дает назначение материала. Газетно-журнальные жанры делят на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Назначение их ясно из названий. Новичкам лучше набить руку на информационных жанрах. Кстати, в ежедневной газете они занимают не меньше половины площади. Более того, замечена тенденция нездорового доминирования в современной прессе информации над аналитикой. По этому поводу Е. Музалевский приводит признание одного столичного журналиста: «В нашей газете есть лишь три жанра: заметка, большая заметка и очень большая заметка». Впрочем, этот тренд, если он есть, не относится к журналам, которые не могут состязаться с другими СМИ в оперативности, и их хлеб – аналитика. За следующей ориентировкой обратимся к упомянутому выше преподавателю Саратовского государственного университета Е. Музалевскому: «Тема дает… подсказку, ибо за ней кроется объект вашего профессионального интереса. Если вы были свидетелем неожиданного события – смело пишите репортаж. Если пытались разобраться в проблеме – статью или корреспонденцию. Если вас заинтересовала человеческая личность – очерк. А хотите (и имеете основания) съязвить в чей-то адрес – фельетон. Побывали на пресс-конференции – отчет, на премьере в театре – рецензию». Вряд ли нужно ставить себе целю хорошо освоить все жанры. На практике большинство журналистов ограничивает себя обращением к нескольким самым популярным жанрам, а некоторые специализируются на одном-двух. В течение нескольких десятков лет в отделе информации «Московской правды» работал Лев Колодный, публиковавший только репортажи и только на одну тему – о Москве и москвичах. Информационные жанрыЗАМЕТКА. (В рассылке я чаще применял термин «НОВОСТЬ»; нередко говорят «ИНФОРМАЦИЯ».) Оперативное, краткое – 10-30 строк сообщение, отвечающее на известные нам КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? Пишется предельно просто и ясно, в ней нет ничего лишнего. Имеет заголовок. Подробнее ХРОНИКА – хорошо сокращенная заметка. Сообщение из одной-двух фраз, не имеющее заголовка. По сути – голый лид. В газетах, как правило, хроника публикуется подборками, нередко без имени автора. Информационные ленты на интернетовских сайтах – это хроника. Поступающим на журфак не следует специально писать хронику, пишите заметки. Хронику из ваших текстов может сделать редактор, если у него окажется мало места на полосе или он решит из вашей заметки «отжать воду». Не расстраивайтесь, вырезайте ваш текст и шапку газеты, наклеивайте их на плотную бумагу – редакция заверит авторство. Кстати, и гонорар вам должны начислить, правда, копеечный. РАСШИРЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ – напротив, увеличенная в объеме заметка. Предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: предыстория факта, события или явления, сравнение, характеристика героев и т. д. Содержит 40-150 строк. Заголовок, лид – само собой. Допустим подзаголовок. ИНТЕРВЬЮ (иногда относят к особой группе диалогических жанров) – изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по электронной почте и т.д.) Обязательна фотография собеседника. Подробнее БЕСЕДА – интервью одновременно с несколькими собеседниками. Ясно, что журналист, ведущий беседу, должен быть неплохим специалистом в теме. Разновидность беседы – «КРУГЛЫЙ СТОЛ». РЕПОРТАЖ – показ события в его развитии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы многих информационных жанров. Автор репортажа использует яркие эпитеты, красочные сравнения, детали и подробности, его рассказ динамичен и эмоционален. Подробнее ОТЧЕТ – тот же репортаж, только без «художеств»: без попыток перенести воображение читателя на место, без эмоций… Журналист последовательно излагает полученную на пресс-конференции, презентации, симпозиуме, съезде фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих лиц. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ освещает 1-2 наиболее важных вопроса. Начинающим журналистам сперва следует научиться писать отчеты. С опытом ваши отчеты постепенно приобретут качества репортажей. ЗАРИСОВКА – очень маленький репортаж. Запечатлевает момент встречи с человеком, животным или природным явлением. Предмет отображения – участники встречи и ситуация, в которой они оказались. В зарисовке всегда две стороны – сам автор и то, с чем он встретился: другой человек или люди, животные и т.п. Метод отображения: описание, воспроизведение деталей и подробностей. В отличие от репортажа зарисовка одномоментна и локальна, ситуация, в которой оказался автор, всегда ограничена – в пространстве, во времени. Мастера зарисовки – Василий Песков («Комсомольская правда»), Юрий Рост, опубликовавший в «Московских новостях» под рубрикой «Альбом Юрия Роста» сотни зарисовок в сочетании с фотопортретами их героев. Способным начинающим авторам зарисовка по силам. Внимательно смотрите вокруг и – пробуйте свое перо. Аналитические жанрыУ них общее назначение: анализ ситуаций, возникающих и развивающихся в различных сферах. СТАТЬЯ – обобщение фактов и явлений и их анализ. Журналист вскрывает закономерности в развитии явлений, исследует причинно-следственные связи. Для стиля статьи характерны деловитость, насыщенность размышлениями. Автор, опираясь на факты и мнения, формулирует понятия. Подробнее КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ в отличие от статьи берет один факт или узкую группу фактов. Дается описание факта, его анализ и соответствующие выводы. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы. Корреспонденция – очень коварный жанр, поскольку включает в себя и факт, и его оценку. Корреспонденция была характерна для советской печати, когда журналист считал себя вправе «учить» свою аудиторию. Сегодня редакторы четко разделяют информацию и мнения, и корреспонденция, «сидящая на двух стульях», оказывается не у дел. Между тем, начинающие журналисты очень любят в конце заметки добавить пожелание успеха герою материала или надежду на лучшее будущее. Этого делать не следует. Мало-мальски квалифицированный редактор эту «отсебятину» вычеркнет. «Бойтесь агитпропа, не опускайтесь до нравоучений. Наша задача – оперативно информировать, компетентно анализировать и иногда комментировать». – Андрей Кобяков, журналист, создатель и ведущий портала www.mediasprut.ru ОБОЗРЕНИЕ или ОБЗОР (иногда говорят «СВОДКИ», «ИТОГИ») – панорама событий, происходивших в течение определенного периода в очерченной области жизни или на очерченной территории (школе, организации, предприятии, городе). Автор аргументирует, почему именно эти события он включил в свой материал. Различают ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ и АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ, особенности которых ясны из определений. РЕЦЕНЗИЯ – аргументированный критический отзыв, чаще всего, о произведении литературы, искусства. Автор стремится сформировать отношение читателя к рецензируемому произведению, дать практический совет – прочитать книгу, послушать диск или не тратить на них время. От журналиста требуется предельная объективность. Новичкам кажется, что написать рецензию легко: побывал на концерте и – вперед! На самом деле на рецензию имеет право лишь очень хорошо подготовленный автор, который и самому артисту может поведать нечто дельное о его творчестве. Но если вы знаток, скажем, кино или модной музыки, – можете попробовать. СОВЕТ – рекомендации о покупке компьютеров, продуктов, садоводстве и т.п. Ясно, что нужно быть спецом в теме и приводить аргументы. Совет сродни рецензии, только объектом внимания журналиста является не искусство, а сфера потребления. РЕЙТИНГ – ранжирование по разным критериям событий, личностей, песен, групп (top-20 и т. п.) В основе рейтинга лежит опрос большого количества экспертов (информаторов) или обработка статистики. Журнал «Форбс» (Forbes) сделал себе известность своим ежегодным рейтингом самых богатых людей планеты. Если вы имеет вкус к кропотливому сбору однотипной информации и подсчетам, составление рейтингов может оказаться для Вас нетрудным делом. Например, какие треки были наиболее популярны на дискотеках Вашего города в октябре? Думаю, диджеи поделятся с Вами своими наблюдениями. МОНИТОРИНГ – систематическое составление рейтингов и комментирование динамики изменений. Самый популярный из публикуемых мониторингов – колебание курсов валют. ОПРОС – симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам. По-моему, подготовить опрос легко. Добросовестность и трудолюбие здесь важнее литературного мастерства. Маленькие региональные издания иногда совершают ту ошибку, что публикуют мнения всех, кого встретил на улице журналист. Однако читателю интересно мнение двух категорий людей: 1) экспертов; 2) знаменитостей (пусть местного масштаба). ПРОГНОЗ – попытка предсказать статус явления, развитие события, совершение того или иного факта. ВЕРСИЯ – моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами). И прогноз, и версия – на мой взгляд, не для новичков. Надо быть опытным специалистом в теме, чтобы осмеливаться делать их. Хотя, как элемент статьи или комментария, прогноз и версия, возможно, могут украсить текст начинающего. ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ – рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами. Расследование – высший пилотаж журналистики. Начинающим браться за этот жанр не стоит – наломаете дров. КОММЕНТАРИЙ – объяснение, «расшифровка» сложной фактуры, представленной, как правило, в ином материале. Или отношение автора к проблеме или чьему-либо мнению. Маловероятно, что «взрослая» газета напечатает комментарий новичка. Скорее, журналист, готовящий ваш «экстремальный» материал, сочтет необходимым прокомментировать его. Художественно-публицистические жанрыЗдесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка. ОЧЕРК. Объект очерка – все, что представляет интерес для людей: их отношения между собой и с природой, результаты их деятельности и проблемы. Приступая к написанию очерка, журналист обращает внимание на образность своего языка и стиля, его текст во многом сближается с художественным произведением, отличаясь от него, однако, в главном – он строго документален, в нем нет места вымыслу. В центре очерка часто находится человек. Цель очерка – раскрыть характер героя, важнейшие черты его психологии, объясняющие его действия в конкретной жизненной обстановке. Различают ОЧЕРК-ПОРТРЕТ, ПРОБЛЕМНЫЙ ОЧЕРК и другие. Новичкам браться за очерк не рекомендуется – весьма сложен в написании, требует литературного мастерства. ПУТЕВОЙ ОЧЕРК – пожалуй, единственный вид очерка, где может себя проявить начинающий. Близок к репортажу. Героем путевого очерка становится не отдельный человек, а множество людей, иногда представляющих целую страну и ее народ. Таковы рассказы вернувшихся из турпоездок. Путевой очерк – старинная и славная традиция отечественной словесности. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Путешествие в Арзрум» Пушкина, «Остов Сахалин» Чехова – хотя и принадлежат литературе, по форме и содержанию – путевые очерки. ФЕЛЬЕТОН – сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания, гиперболы. Из современных газет практически исчез. ПАМФЛЕТ – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение. Жанр, на мой взгляд, всецело принадлежит истории журналистики. ПАРОДИЯ – подражание, гиперболизирующее недостатки и имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект пародии. Фельетон требует дара сатирика, которым обладает далеко не каждый. Хотя жанр желанный в любой газете. Ну, а если Вы напишете приличный фельетон, и его напечатают, повышенное внимание к Вашей персоне при собеседовании на журфаке обеспечено! То же всецело относится к пародии. ПИСЬМО (эпистолярный жанр) – прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (ответное действие). Письмо может быть на абсолютно любую тему. Так, в свое время Анатолий Аграновский опубликовал в «Известиях» свои «Письма из Казанского университета», где поставил острые проблемы подготовки молодых специалистов в вузах страны. Письмо – едва ли не единственный путь новичку напечататься в федеральной газете, а именно: в разделе писем, на полосе мнений. Только надо, чтобы в вашем письме была неординарная мысль или аргументированная поправка к уже напечатанному кем-либо материалу. ЭССЕ – полифонический жанр, сочетающий в себе признаки многих других жанров. Эссеист выступает как аналитик и обозреватель, как интервьюер и репортер, очеркист и сатирик. Автор часто излагает результаты своих наблюдений и их анализа в форме свободного потока мысли. Нередко эссе мозаично, состоит из множества мелких главок, скрепляемых главной мыслью, развиваемой в тексте. Насколько мне известно, по американской традиции в некоторых школах сейчас дают задания написать эссе. Давайте честно признаем, получается обычное школьное сочинение на свободную тему. Для создания хорошего эссе, как и очерка, необходимы и литературное мастерство, и жизненный опыт, которого у молодых по определению нет. Чтение «Опытов» Монтеня – хорошее лекарство против зуда в руке написать эссе. А если я не умею писать?Выскажу крамолу, за которую, возможно буду бит профессорами, если им на глаза попадется наша рассылка. Существуют жанры, в которых можно состояться, не умея хорошо писать. Вот они: ЗАМЕТКА. Ответил на вопросы, расставил материал «перевернутой пирамидой» – заметка (новость, информация, хроника) готова! ИНТЕРВЬЮ. Важно хорошо изучить тему и будущего собеседника, на основе изучения составить список интересных вопросов и – точно зафиксировать ответы. Все. Особого литературного мастерства не требуется. ОТЧЕТ. Надо лишь добросовестно изложить ход мероприятия или тезисы доклада. Кстати, текст выступлений старайтесь выпросить у докладчиков – очень помогает не ошибиться в цифрах, фактах, именах. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ(не путать с обзором прессы!) Достаточно быть в теме. Сообщайте о наиболее интересном, что есть, и фактура сама «сделает» материал. РЕЙТИНГ. Знание арифметики важнее умения писать. Интерес к теме обязателен. ОПРОС. То же, что интервью, только проще – знай фиксируй, мнения по одному единственному вопросу. ПИСЬМО. Легко пишется, если наболело или есть железобетонные аргументы. Журналист ошибся, вы знаете, как правильно – пишите письмо. Состояться как журналист в этих жанрах можно, но уверенность и самоуважение вы почувствуете, когда рука наберет опыта и профессионализма. Так что, даже если вы начинаете с очень низкого старта, – совершенствуйтесь и вы увидите небо в алмазах! КонсультацияВопрос: Ответ: P. S. Правда, я припас и ложку дегтя. Вчера случайно в романе Ильи Стогова «Мачо не плачут» (читаемом моей дочерью) наткнулся на предложение: «Работа в петербургских газетах оплачивается плохо». Но это мнение Стогова. Дистанционно ваш,
|
|
© Игорь Борисов 2003-2013
|